Десять самолетов, которые не должны были взлететь

60
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

2 ноября 1947 года совершил свой первый полет самолет Hughes H-4 Hercules. Это была самая большая летающая лодка в мире. Размах ее крыла и поныне остается рекордным — 98 м. Конструкция лодки была настолько необычна и обгоняла свое время, что люди просто не могли поверить в ее способность оторваться от земли.

SmartNews решил рассказать о десяти самолетах, которые поднялись в воздух вопреки традиционным представлениям людей об аэродинамике.

Hughes H-4 Hercules

Самая большая в мире летающая лодка. Этот транспорт был разработан американской фирмой Hughes Aircraft по заказу правительства США. Размах крыла у летающей лодки составлял 98 м, а транспортироваться на борту судна могли разом 750 солдат при полном снаряжении. За такие масштабные достоинства Hughes H-4 Hercules в народе прозвали «щеголем» и «пижоном». В небо «Геркулес» поднялся 2 ноября 1947 года. Судно сумело набрать высоту в 21 м и пролететь над гаванью Лос-Анджелеса. К сожалению, это был первый и последний полет «Геркулеса». После длительного хранения летающую лодку сдали в музей за ненадобностью.

Видео

Hughes H-4 Hercules

Видео: AnotherLife2Time

Ан-225 «Мрия»

Ан-225 «Мрия» был разработан ОКБ им. О.К. Антонова с целью решения ряда транспортных задач, которые могли возникнуть в СССР. Самолет должен был перевозить различные компоненты космического корабля «Буран» от места производства и сборки к месту старта. И это притом что сам по себе «Мрия» уже является самым тяжелым из грузоподъемных самолетов. Кроме того, Ан-225 планировали использовать как первую ступень системы воздушного старта космического корабля, а для этого масса машины должна была перевалить за 250 тонн. Максимальная взлетная масса самолета составляет 640 тонн. Интересной находкой также было крепление к самолету наружных грузов, которыми должны были стать блоки ракеты-носителя, чьи габариты превышали размеры самолета.

Фото: Игорь Костин/РИА Новости

Ames AD-1

AD-1 был построен в 1979 году для изучения поворотного крыла с асимметрично изменяемой стреловидностью. Иначе говоря, это был первый самолет с косым крылом. Новаторская конструкция позволила значительно уменьшить лобовое и волновое сопротивление. За время испытаний, проводившихся до 1982 года, самолет освоили 17 летчиков. После того как программа по AD-1 была выполнена, самолет был отправлен в музей в город Сан-Карлос. 

Фото: NASA/Wikimedia Commons

Vought XF5U Skimmer

Прозванный в народе «шумовкой», экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки создавался и исследовался в США в период Второй мировой войны. Тогда лучшим средством против немецких подводных лодок была авиация. Идеалом казался истребитель, способный на вертикальные взлет и посадку и базирующийся на простых торговых судах. Прообразом XF5U стал V-173, который создал немецкий аэродинамик Циммерман. Согласно задумке летательный аппарат дисковидной формы должен был быть оснащен тянущими винтами большого размаха и низкой скоростью вращения. За счет округлости крыльев их обдув винтами мог увеличить аэродинамические свойства аппарата. Таким образом, машина могла висеть в воздухе, а также взлетать и садиться на маленьких скоростях. XF5U не успели должным образом показать себя миру. К тому моменту, когда два экспериментальных истребителя были построены, закончилась война. Но один из двух XF5U все же поднимался в небо, правда только для участия в статистических летных испытаниях.

Grumman X-29

Внешне необычный для глаза простого обывателя самолет Grumman X-29 был разработан в 1984 году. Необычность заключалась в том, что крылья этого самолета обладали обратной стреловидностью. Таким приемом в самолетостроении инженеры пользовались и раньше. Обратная стреловидность крыла способствует увеличению угла атаки и угловой скорости разворота, снижает лобовое сопротивление и улучшает компоновочную схему самолета. Но только Х29А удалось в горизонтальном полете преодолеть звуковой барьер и стать первым сверхзвуковым истребителем, обладавшим обратной стреловидностью крыла.

Видео

X-29 Flight Demonstration

Видео: Sure Thing 88

Caproni Ca.60 Noviplano

Са.60 — лодка-авиалайнер. Построили ее ради эксперимента и обкатки решений перед постройкой трансатлантического лайнера на 150 мест. Са.60 представляла собой подобие тройного триплана: девять крыльев лодки были расположены по трипланой схеме в трех пакетах. Кстати, крылья эти были самые настоящие триплановские. Их сняли с бомбардировщиков-трипланов, оставшихся после Первой мировой войны. Внутри у Са.60 был мощный по тем временам двигатель Liberty L-12, вмещавший в себя 3 тыс. лошадиных сил. Но конструкторов лодки-авиалайнера постигла неудача. Едва поднявшись в воздух, конструкция Са.60 обвалилась и аппарат рухнул вниз, унеся жизни двух пилотов. 

Фото: Wikimedia Commons

Blohm und Voss BV 141

Особенностью этого немецкого разведывательного самолета является асимметричное строение планера. Подобное новшество было не столько данью инновациям, сколько необходимостью обеспечить летчику хороший обзор из кабины. Этого удалось добиться как раз с помощью асимметричного расположения кабины. Конструкция, вопреки ожиданиям скептиков, не только не дисбалансировала самолет, но улучшила показания маневренности машины. Проблемы у пилотов были только с посадкой таких самолетов: отказывала гидравлика в системе шасси. Кроме того, у немцев был дефицит двигателей BMW 801, на которых работали самолеты. Поэтому проект решено было закрыть, а производство асимметричных самолетов не запускать.

Видео

Blohm and Voss BV 141 — rare film

Видео: spottydog4477

ВВА-14

Советский экспериментальный аппарат. Разработкой его занимался советский авиаконструктор итальянского происхождения Роберт Бартини. ВВА-14 стал модификацией экранолета 14М1П. Основными целями при разработке машины стали возможности ее как обычного взлета и посадки на воду, так и этих же действий, но по вертикали. Именно вертикальный взлет аппарата доставил конструкторам множество проблем, главной из которых была разработка подходящего двигателя. Но эти сложности подтолкнули ученых к модификации самолета в экраноплан. Из-за того что разработка необходимых двигателей так и не была завершена, самолет тестировался только в режима экраноплана. 

Видео

BBA-14

Видео: kik0in

McDonnell XF-85 Goblin

История создания этого американского реактивного самолета отсылает нас к бомбардировщику Convair В-36. В 1941 году Америке был нужен стратегический бомбардировщик, способный вылететь с территории США и, пролетев большое расстояние до территории противника, выполнить свою боевую задачу. После этого самолет еще должен был долететь домой. Разработка такого летательного аппарата началась незамедлительно, но затянулась настолько, что принять участие в войне тому аппарату не удалось. В 1942 году ВВС США заинтересовались проектом «истребителя-паразита». «Паразит» должен был находиться внутри бомбардировщика и выпускаться наружу в случае необходимости. Разработкой самолетов стала заниматься компания McDonnell. 23 августа 1947 года прошли первые испытания. Спущен самолет был с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В. Испытания показали, что турбулентность, возникающая вокруг бомбардировщика, создает серьезные проблемы для управления самолетом. Помимо этого, маленький самолет не мог соперничать с настоящими истребителями ни в скорости, ни в маневренности. Поэтому решено было прекратить дальнейшие разработки самолета.

Видео

McDonnell XF-85 Goblin

Видео: jaglavaksoldier

Douglas X-3 Stiletto

1947 году фирма Douglas приступила к работе над проектированием экспериментального самолета, который мог бы достичь числа Маха, равного трем. Работа велась пять лет, и за это время было изучено более 60 вариантов схем самолетов. Построен самолет был только в 1951 году, но из-за проблем с двигателями испытания смогли провести только в 1952 году. Еще через четыре года, пройдя все тестирования, самолет Х-3 был передан ВВС США. Однако там он был использован только для экспериментов, в ходе которых самолет максимум лишь чуть-чуть преодолевал скорость звука.

Видео

X-3 STILETTO 1952

Видео: brian torguson

Прислал
Алексей Пухлов

Статья интересная,но есть ряд неточностей. АН-225 в этот список включен абсолютно зря-он должен был взлететь и он взлетел.На сегодняшний день он является самым грузоподъемным,летающим самолетом в мире. Что касается экспериментальной машины фирмы «vought»-это истребитель но не вертикального взлета и посадки,а созданный с целью отработки концепции крыла нетрадиционной формы,и кстати в авиационном мире он известен под прозвищем"летающий блин«.

Автор

Лия Пруткова

Над статьей работал

Алексей Пухлов

25 000 просмотров

2 ноября 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров

Новое на сайте