Пять историй о появлении сигнала SOS

14
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


Фото: Wikipedia

3 ноября 1906 года согласно подписанной в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия. SmartNews решил рассказать пять историй о появлении сигнала SOS.


Фото: Wikipedia

Первые сигналы бедствия

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи, как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. 

Иногда для подачи сигналов бедствия использовали пушки. В этом случае корабль стрелял через короткие промежутки времени. Кроме того, для того, чтобы дать знать другим кораблям о том, что с судном не все в порядке, использовалась определенная комбинация парусов, а также оранжевый дым или красные ракеты. Подать сигнал бедствия можно было также с помощью специальных флагов, которые были видны за 8 км. На флоте до сих пор используются специальные флаги, с помощью которых можно общаться.

Флаг международного свода сигналов. Значение — «Прошу помощи». Фото: Wikipedia

Азбука Морзе

Сигнал SOS обязан своему появлению азбуке Морзе. Азбука Морзе была предложена американским художником Самюэлем Морзе в качестве простой системы связи. Произошло это в 1835 году. Первоначально азбука состояла из трех символов: точка, короткое тире и длинное тире. В 1851 году все коды были переведены на два знака: точка и тире. Таким образом, каждый символ при использовании азбуки Морзе кодируется с помощью комбинации точек и тире. С 1865 года азбука Морзе стала активно использоваться на флоте. Сначала сообщения передавались флажками и фонарями. Позже — с помощью радиостанций.

Сэмюэл Морзе. Фото: Wikipedia

Нелегкий выбор

До появления сигнала SOS существовало много других сигналов бедствия, использующих азбуку Морзе. Единой общепринятой системы не было. Проблема усугублялась тем, что каждый производитель радиостанций разрабатывал свой код связи для экстренных случаев. Одна из известных в то время фирм «Маркони» имела монополию на продажу радиотелеграфных станций для морских судов Англии и Италии. Так, согласно требованию «Маркони», суда должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD. На азбуке Морзе это «- · — · — - · — - · ·». Моряки для сигнала CQD подобрали фразу «Come Quick, Danger», что можно перевести как «Приходите быстро, опасность». Естественно, такая путаница ни к чему хорошему привести не могла, поэтому потребовалось принимать срочные меры для стандартизации сигнала бедствия.

Гульельмо Маркони. Фото: Wikipedia

Появление SOS

Осенью 1906 года в Берлине состоялась радиотелеграфная конференция. На ней обсуждался вопрос о создании единого сигнала бедствия на море. Гульельмо Маркони, владелец одноименной компании, предложил уже известную комбинацию букв CQD. Но этот вариант был отвергнут, поскольку был сложен. Сигнал бедствия должен был быть простым и понятным. Были и другие предложения, но их отклонили. Компания «Сляби-Арко» предложила сигнал SOE. Он использовался в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. Но при обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой. При помехах этот сигнал может быть не понят. Тогда было предложено заменить букву Е на букву S. В результате получился сигнал «… — - —…». Он был симметричным и удобным для восприятия. 

3 ноября 1906 года в Берлине на Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был принят именно этот сигнал. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его вне очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм. Вместе с единым сигналом бедствия было принято еще одно правило: 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступало радиомолчание. В это время обрывались на полуслове любые сообщения, и радисты всего мира внимательно слушали эфир — не нуждается ли кто в помощи.

Часы радиста. Цветными секторами на циферблате обозначены трехминутные периоды радиомолчания, когда все служебные станции должны прослушивать частоты сигналов бедствия: красные — 500 кГц, синие — 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц
Фото: Wikipedia

Первые случаи использования

Существует заблуждение, что первый сигнал SOS был подан «Титаником», однако это не так. Есть версия, что впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала. 11 августа 1909 года американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине. 15 апреля 1912 года потерпел крушение «Титаник». Этот случай был по меньшей мере восьмым по счету использования сигнала SOS.

«Титаник». Фото: Wikipedia

Автор

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

4 ноября 2013
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Серж Боцман 3 ноября 2013, 15:36

Очепятка): окончательная версия сигнала выглядит так: ... _ _ _ ...

Добавить комментарий

Новое на сайте