Пять самых известных советских разработчиков парашютов

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

На испытаниях ранцевого парашюта. Фото Полтавского музея авиации и космонавтики. Котельников, правее — «Иван Иванович Манекен»

30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, изобретатель авиационного ранцевого парашюта. По этому случаю мы расскажем о пяти известных конструкторах, внесших большой вклад в развитие парашюта.

Котельников

Глеб Евгеньевич Котельников родился в Петербурге 30 января 1872 года. В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели летчика Л.М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До Котельникова летчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закрепленных на самолете. Их конструкция была очень ненадежна, к тому же они сильно увеличивали вес самолета. Поэтому использовали их крайне редко. В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия в России, однако патент не получил.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвел 19 июня 1912 года в районе деревни Сализи (ныне — Котельниково). Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы, причем конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Сначала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась автомобилю, заставив заглохнуть двигатель.

Гроховский

Советский конструктор и изобретатель Павел Игнатьевич Гроховский родился 18 марта 1899 года в Вязьме. Он создал первые в мире хлопчатобумажные людские и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолетов; занимался также реактивной артиллерией. Он является автором ряда оригинальных проектов вооружения и военной техники, таких как бронеавтомобиль на воздушной подушке, танк-аэросани или ранний проект ручного противотанкового гранатомета.

В 1929 году в стране не хватало шелка, из которого в то время шили купола, к тому же отечественная ткань была не такой плотной и прочной, как импортная. Десантникам требовались не совсем такие парашюты, как пилотам. Десантник должен быть готов вступить в бой еще в воздухе, значит, его надо сбрасывать с оружием и боеприпасами. Десантный парашют должен был выдерживать больший вес с учетом полного снаряжения. В то же время он должен быть по возможности дешевым, одноразовым, ведь его, скорее всего, бросят в тылу врага.

В 1930 году по инициативе Гроховского изготовили образцы парашютов из перкаля — хлопчатобумажного полотна для обтяжки самолетов. Они были не такими прочными, как шелковые, при длительном хранении слеживались, но стоили дешево.

Гроховский также предложил оригинальную идею «авиабуса» — кабины для беспарашютного сбрасывания с бреющего полета. «Авиабус» имел вид короткого и толстого крыла и после сброса должен был немного планировать, а затем катиться на колесах или на лыжах.

П.И. Гроховский демонстрирует десантный парашют Г-1.
Фото: alternathistory.org.ua

Савицкий

Михаил Алексеевич Савицкий считается инициатором организации производства парашютов в СССР. Савицкий ездил за границу для изучения парашютов различных иностранных фирм. После возвращения Савицкого в СССР в зданиях бывшей ситценабивной фабрики в Тушино был организован парашютный завод, получивший название завод № 51 НКАП СССР. К концу 1931 года на нем было изготовлено более 5 тыс. парашютов, в том числе 70 специальных десантных ПД-1 конструкции Савицкого.

В 1930-е годы по предложению летчика К. Благина Савицким был разработан парашют для десантирования экипажа в количестве шести человек в специальной лодке, а также для одного бойца-десантника. Он был одним из конструкторов первых парашютов отечественного производства — ПЛ-1 (парашют летчик), ПТ-1 (парашют тренировочный). Вместе с И.Л. Глушковым Савицкий разработал гондольный парашют для стратостата «СССР-1-бис».

Л.Г. Минов (справа) и М.А. Савицкий в 1960 году. Фото: xliby.ru

Саввичев

Леонид Владимирович Саввичев является создателем прибора для парашюта ПАС-1 (прибор анероидный Савичева), который позволял автоматически раскрывать парашют. ПАС-1 поступил на вооружение армии в 1940 году. Прибор предохранял от редких, но возможных ошибок летчика. Например, летчик мог ошибиться и выбросить парашютиста с меньшей высоты. Если вести отсчет по секундомеру, в случае ошибки с высотой парашют можно не успеть даже раскрыть. ПАС-1 автоматически раскрывал парашют на безопасной высоте.

После Великой Отечественной войны Саввичев совместно с конструкторами братьями Дорониными сконструировал новый прибор, в котором были объединены часовой механизм и анероид, что сыграло большую роль в развитии советского парашютизма.


Фото: C3POtornillos/Wikimedia Commons

Лобанов

Николай Александрович Лобанов известен тем, что он сконструировал первый советский парашют с квадратным куполом. Его испытал один из старейших парашютистов Советского Союза Николай Остряков. Лобанов руководил многими разработками парашютно-десантных средств для авиационной и космической техники. После первого прыжка Острякова с квадратным парашютом понадобилось примерно пять лет, прежде чем наиболее совершенный из всех предвоенных парашютов летчика ПЛ-З поступил в серийное производство.

Конструкторы советских парашютов. Справа налево: Н.А. Лобанов, И.Л. Глушков и Ф.Д. Ткачев.
Фото: xliby.ru

Автор

Андрей Матвеев

Новое на сайте