Пять амбициозных проектов СССР, которые остались нереализованными

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

21 февраля 1969 года состоялся запуск советской ракеты-носителя сверхтяжелого класса Н-1 с полезной нагрузкой около 100 тонн на низкую околоземную орбиту. Техническое наименование Н-1 было производным от слова «носитель». На Западе ракета-носитель была известна под условными обозначениями SL-15 и G-1e. Изначально ракета создавалась как носитель многоцелевого назначения, однако в самый разгар лунной гонки между СССР и США было принято решение создать ракету-носитель, способную вывести к Луне пилотируемый космический корабль. Руководили этой разработкой генеральный конструктор ОКБ-1 С.П. Королев, а после его смерти в 1966 году — его преемник и первый заместитель В.П. Мишин. Мы решили рассказать о пяти амбициозных советских проектах, так и оставшихся нереализованными. 

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ Н-1

Для реализации советской лунной программы и доставки на орбиту Луны двух космонавтов с высадкой одного из них на поверхность требовалось создать мощнейшую ракету-носитель. Н-1 стала самой большой ракетой-носителем не только в СССР, но и в мире. По аналогии с Царь-пушкой Н-1 прозвали «Царь-ракетой». Стартовая масса ракеты-носителя Н-1 составляла 2820 тонн, а масса полезной нагрузки при выводе на орбиту Земли — 90 тонн. Конструкция ракеты-носителя представляла собой гигантское сооружение 105 метров высотой и максимальным поперечным размером в районе хвостового отсека первой ступени в 16 метров. С завода «Прогресс», где изготовлялись все ракеты ОКБ-1, на космодром такие крупногабаритные блоки транспортировать было невозможно. Поэтому для изготовления первой, второй, третьей ступеней и головного блока вблизи от стартовой позиции космодрома Байконур была построена промышленная база, филиал завода «Прогресс». Все ступени ракеты именовались блоками А, Б, В — они использовались для вывода корабля на околоземную орбиту; блоки Г и Д предназначались для разгона корабля от Земли и торможения у Луны. Силовая схема представляла собой каркасную оболочку, воспринимающую внешние нагрузки, внутри которой размещались топливные баки, двигатели и другие системы. В состав двигательной установки первой ступени входили 24 двигателя НК-15 тягой на Земле по 150 тонна-сил, расположенных по кольцу, второй ступени — восемь таких же двигателей, третьей ступени — четыре двигателя НК-19. Все двигатели имели замкнутую схему. Приборы системы управления, телеметрии и других систем располагались в специальных отсеках на соответствующих ступенях. Хотя в ходе испытаний двигатели НК-33 показали себя очень надежными, большинство возникших впоследствии проблем было связано именно с ними.

Летные испытания на космодроме начались 21 февраля 1969 года аварийным пуском ракеты: из-за пожара в двигателе № 2 в хвостовом отсеке система контроля двигателей выдала ложную команду на выключение всех двигателей и на 68,7 секунды на высоте 12,2 километра произошел взрыв. Ракета упала в 52 километрах от космодрома. Второй пуск ракеты был осуществлен 3 июля 1969 года и тоже закончился аварийно из-за ненормальной работы периферийного двигателя № 8 блока А. Третий аварийный пуск был проведен 27 июня 1971 года. Сначала все 30 двигателей блока А функционировали нормально, но затем ракету стало поворачивать вокруг продольной оси, углы превысили допустимые, и ракета начала разрушаться в полете. Четвертый запуск состоялся 23 ноября 1972 года и также закончился аварией. К этому времени ракета претерпела значительные изменения, выявленные недостатки устранили и увеличили массу выводимого полезного груза. Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунды до высоты 40 километров, но за 7 секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступени произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, что привело к аварии. С мая 1974 года работы по ракете-носителю Н-1 были прекращены. 

Прислала
Наталья Гребнева

ПРОЕКТ «СПИРАЛЬ»

«Спираль» — один из самых интересных проектов СССР в период космической гонки, ставший ответом на американскую программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 Dyna Soar. Работа была начата в КБ Микояна летом 1966 года и имела основной целью создание пилотируемого космического самолета для выполнения различных задач в космосе, способного выполнять регулярные перевозки по маршруту Земля — орбита — Земля. Руководителем проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль» был назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Проект «Спираль» включал гиперзвуковой самолет-разгонщик, двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет. По задумке Лозино-Лозинского, самолет-разгонщик с орбитальным самолетом на спине должен был взлетать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7,5 тыс. км/ч. На высоте 30 километров орбитальный самолет должен был отделиться от самолета-разгонщика и при помощи двухступенчатого ракетного ускорителя разогнаться до первой космической скорости (около 7,9 км/с). После этого он выходил на околоземную орбиту и выполнял поставленную задачу: разведку, перехват космических целей ракетами «космос — космос» или бомбардировку ракетами класса «космос — Земля» с ядерной боеголовкой. Существовало два варианта самолетов-разгонщиков с четырьмя многорежимными турбореактивными двигателями, работающими на жидком водороде (перспективный вариант) и на керосине (традиционный консервативный вариант). Самолет-разгонщик, согласно проекту, представлял собой самолет-бесхвостку длиной 38 метров с крылом большой стреловидности размахом 16,5 метра. Самолет-разгонщик был первым технологически революционным детальным проектом гиперзвукового летательного аппарата с воздушно-реактивными двигателями. Он получил высокую оценку представителей NASA на 40-м конгрессе Международной авиационной федерации, проходившем в 1989 году в Испании. Орбитальный самолет проекта «Спираль», так же как и самолет-разгонщик, был пилотируемым. Место летчика представляло собой отдельную капсулу, которая при возникновении нештатной ситуации должна была отделиться и спасти жизнь пилоту даже в космосе. Еще одной важной особенностью орбитального самолета было наличие на борту космического самолета электронно-вычислительной машины, которая давала возможность выполнять навигацию и автоматическое управление полетом. Космический самолет должен был выводиться на низкую орбиту высотой около 130 километров и осуществлять два-три витка вокруг Земли. Первый беспилотный орбитальный полет предполагалось совершить в 1970-м, а пилотируемый — в 1977 году. Реальное создание самолета-разгонщика должно было начаться в 1972 году. Параллельно с проектированием системы «Спираль» началась и подготовка пилотов космического самолета. Однако, несмотря на то что проект «Спираль» являлся действительно передовой разработкой того времени, он был заморожен. Главной причиной тому стало закрытие в США программы-аналога Dyna Soar и, соответственно, потеря интереса со стороны советских военных к проекту «Спираль». Созданный дозвуковой аналог орбитального самолета МиГ-105.11 сейчас можно увидеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

Вместо уже готовой «Спирали» начались работы по более масштабному проекту «Энергия-Буран» — также под руководством Лозино-Лозинского. Созданный в рамках проекта орбитальный корабль многоразового использования «Буран» стал ответом на американский аналог Space Shuttle. Первый и единственный полет «Бурана» состоялся 18 ноября 1988 года. Проект «Буран-Энергия» был также закрыт в 1993 году.

Прислала
Наталья Гребнева

БОЕВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «СКИФ»

«Скиф» — название проекта боевой лазерной орбитальной платформы массой свыше 80 тонн, разработка которого началась в конце 1970-х годов в НПО «Энергия». Он предназначался для поражения низкоорбитальных космических объектов, для чего «Скиф» был оснащен лазерным оружием по программе противоспутниковой обороны. В дальнейшем предполагалось оснастить станцию и лазерной системой для поражения ядерных боеголовок. Космический аппарат длиной почти 37 метров и диаметром 4,1 метра состоял из двух основных отсеков: функционально-служебного блока и большего целевого модуля. Функционально-служебный блок представлял собой видоизмененный 20-тонный корабль, разрабатываемый для станции «Мир». На нем размещались системы управления, телеметрического контроля, энергопитания и антенные устройства. Все приборы и системы, не выдерживавшие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке. В отсеке двигательной установки размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также топливные баки. На боковых поверхностях размещались солнечные батареи, которые раскрывались после выхода на орбиту. Весь аппарат был покрашен черной краской для нужного теплового режима. Центральная часть «Скифа» представляла собой негерметичную конструкцию, где и помещалась его самая главная нагрузка — прототип газодинамического лазера.

15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 «Энергия», которая несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат «Скиф-ДМ», в открытой печати названный «Полюс». К первому запуску «Энергии» «Скиф» не успевал, поэтому решено было запускать макет боевой станции. После отделения станция должна была развернуться и собственными двигателями набрать необходимую скорость для выхода на орбиту. Из-за ошибки в программном обеспечении процесс разворота космического аппарата длился дольше расчетного, двигатели сработали в неправильном направлении, и, вместо того чтобы выйти на орбиту, «Скиф» вернулся на Землю и упал в Тихий океан.

Прислала
Наталья Гребнева

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 717

Атомоход-гигант проекта 717 должен был стать самым гигантским минным заградителем за всю историю советского кораблестроения. В августе 1967 года в ЦКБ «Волна» начались работы по проектированию большой транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя. По тактико-техническому заданию корабль предназначался для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других грузов, а также для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Технический проект корабля был утвержден 18 марта 1972 года, однако после было решено предусмотреть обеспечение спасения экипажа затонувших подводных лодок при помощи специальных спасательных снарядов, поэтому корректированный технический проект был закончен в 1976 году. Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника, высадка которой должна была осуществляться через две носовые аппарели. По замыслу конструкторов, огромная субмарина, уходя под воду, становилась бы недосягаемой для противника. Трехкорпусная плоская архитектура корабля обеспечивала ему минимальную осадку. Подводная лодка могла бы высадить танки и бронетранспортеры на любом необорудованном побережье. За техникой на территории неприятеля должен был высаживаться полк морской пехоты. Субмарина водоизмещением 18 тыс. тонн должна была иметь высоту четырехэтажного дома, а длину — равную двум футбольным полям. По проекту корпус подводного корабля состоял из двух прочных цилиндров. В центральном отсеке размещались экипаж и десантники в количестве более 1000 человек. В боковых отсеках — 20 плавающих танков и БТР. Для самообороны подводная лодка была вооружена двумя артиллерийскими установками и шестью торпедными аппаратами. Лодка должна была быть собрана на Северном машиностроительном предприятии, однако оно было полностью загружено работами по строительству ракетных подводных крейсеров, имеющих наивысший приоритет, и все работы по проекту были свернуты.

Прислала
Наталья Гребнева

АВИАНОСЦЫ

Впервые авианосцы попали в план строительства боевых кораблей в 1937 году. Всего предлагалось построить два авианосца — для Северного и Тихоокеанского флотов, поскольку там сложнее всего было организовать авиационное обеспечение линейных сил. К маю 1939 года был разработан предэскизный проект авианосца малого водоизмещения, в котором предлагалось широко использовать корпус и механизмы легкого крейсера проекта 68. Впоследствии проект получил номер 71. Он должен был нести 45 истребителей и легких бомбардировщиков, восемь 130-миллиметровых орудий и восемь спаренных зенитных автоматов для действия в открытом море и у берегов противника с разведывательными, бомбардировочными и противовоздушными целями. Для обеспечения взлетно-посадочных операций полетную палубу малого авианосца предполагалось оснастить двумя пневматическими катапультами длиной по 24 метра, которые должны были придать взлетную скорость 110 км/ч самолетам массой до 4 тонн; шестью тросовыми аэрофинишерами, расположенными на расстоянии 10 метров друг от друга и на высоте 10 сантиметров над палубой, обеспечивающими тормозной путь самолета 30–40 метров; бортовыми сетями высотой 4 метра для предотвращения сваливания самолета за борт при посадке; носовой сетью высотой 3 метра и шириной 18 метров — для аварийной посадки самолета. С началом Великой Отечественной войны все работы, связанные с проектом 71, были прекращены.

Одним из самых интересных проектов советских авианосцев стал проект лейтенанта Костромитинова, который занимался изучением немецкого авианосца «Граф Цеппелин». Поскольку германский прототип был единственным существовавшим в металле, его влияние на работу Костромитинова оказалось доминирующим, однако советский авианосец должен был быть гораздо крупнее, с полной длиной 300 метров и с водоизмещением более 50 тыс. тонн. Вооружение по проекту состояло из восьми спаренных казематных установок, четырех трехорудийных и шести двухорудийных 100-миллиметровых установок, а также восьми счетверенных 37-миллиметровых автоматов. Авианосец должен был нести 66 истребителей и 40 бомбардировщиков. Хранилище авиационного топлива рассчитывалось исходя из обеспечения 22 вылетов каждого истребителя и 5 — каждого многоцелевого самолета. По размерам и составу авиагруппы этот проект приближался к наиболее мощным современникам — американским авианосцам типа «Мидуэй».

Принято считать, что Сталин недооценивал роль авианосцев в морской войне, следствием чего стал отказ от их строительства.

Прислала
Наталья Гребнева

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Андрей Матвеев

1 комментарий к материалу.

Рафаєль В. Макаров 21 февраля 2014, 10:41

В СССР начало мегапроектов обосновывалось чаще всего идеологическими. а не экономическими причинами. Прежде всего - желанием во всём (особенно в гонке вооружений) обойти США. Хотя даже не все экономически обоснованные проекты доходили (и доходят сейчас) до этапа производства по тем или иным причинам (морально устаревали, оказывались дороже, чем первоначально задумывалось, либо необходимость в подобных проектах отпадала).

Добавить комментарий

Новое на сайте