Как советские субмарины обогнули земной шар

19
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Атомная подводная лодка проекта 627(А), аналогичная К-133. Фото: topwar.ru

26 марта 1966 года завершилось легендарное плавание двух советских атомных подводных лодок К-116 и К-133. Они совершили практически кругосветное путешествие, преодолев в подводном положении около 21 тыс. морских миль. До настоящего времени этот рекорд так и не побит.

Считается, что первое кругосветное плавание совершила в 1960 году американская субмарина «Тритон», но ее рекорд получился не чистым. Согласно официальным данным, подводная лодка была вынуждена один раз подняться на поверхность недалеко от Уругвая для передачи заболевшего моряка на крейсер «Мэкон». Кроме того, есть мнение, что субмарина неоднократно заходила на американские военно-морские базы для ремонта, однако эту информацию США не подтверждают. Плавание советских подводных лодок К-116 и К-133 кругосветным тоже можно назвать условным, поскольку атомные субмарины отправились из базы Северного флота, а приплыли на базу Тихоокеанского флота. Однако они преодолели почти 40 тыс. километров, что соответствует длине экватора.

Западная Лица

Путешествие советских атомных подводных лодок началось поздним вечером 1 февраля 1966 года. В походе должны были принимать участие три субмарины, однако из-за возникшей в самом начале пути технической неисправности атомной энергетической установки у одной из лодок (К-14), в плавание отправились две подводные лодки: К-116 под командованием капитана 2 ранга В.Т.Виноградова, вооруженная крылатыми ракетами, и К-133 под командованием капитана 2 ранга Л. Н.Столярова, вооруженная торпедами. Командовал отрядом контр-адмирал А.И. Сорокин, находившийся на К-116.

Субмарины вышли из залива Западная Лица в Баренцево море и направились в сторону Атлантического океана. Связь между атомоходами осуществлялась на УКВ и с помощью гидролокаторов.

Задача, которая стояла перед экипажем подводных лодок, была более сложная, чем у американского «Тритона». Советские субмарины должны были ни разу не поднимаясь на поверхность пройти по заранее определенному маршруту на заранее согласованной дистанции друг от друга, координируя свои действия между собой. При этом подводные лодки во избежание провокаций со стороны американцев должны были оставаться незамеченными на протяжении всего пути. Поэтому маршрут был проложен по пустынным районам. Если экипаж «Тритона», путь которого пролегал рядом с американскими военно-морскими базами, мог надеяться на быструю помощь, то советские подводники могли рассчитывать только на свои силы.

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675, аналогичная К-116. Фото: topwar.ru

Экватор

16 февраля подводные лодки перешли экватор в Атлантическом океане. Это событие принято было отмечать по-особому. Выбирали двух человек из членов экипажа, которые играли роль Нептуна и Русалки. Они наряжались в соответствующие костюмы и ходили по отсекам, где их угощали вином. Согласно традиции, все те, кто впервые пересекает экватор, должен быть «крещен» водой из ранцевых дегазаторов. Впервые пересекшим экватор выдавали диплом.

Пролив Дрейка

Самым сложным участком пути был пролив Дрейка, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Во все времена он пользовался дурной славой. Из-за частых штормов и большого количества айсбергов он всегда представлял опасность для судоходства. Особенно опасным пролив Дрейка был для подводных лодок. Обнаружить находящийся впереди айсберг под водой крайне сложно. Гидроакустический комплекс здесь мало помогал из-за фонового шума, создаваемого айсбергами. Использовали и температурные датчики. Если температура за бортом резко падала, это могло свидетельствовать о находившемся рядом айсберге. Этот район был мало изучен советскими моряками, что вдвойне затрудняло проход через пролив. Было решено направить в регион экспедиционное судно «Гавриил Сарычев» и танкер «Дунай». Установив связь с подводными лодками, они обеспечили безопасный проход субмарин между айсбергами. В этот период в районе пролива Дрейка бушевал шторм. Его силу испытали и экипажи подводных лодок. Субмарины, преодолевавшие пролив на глубине около 100 м, качало так же, как при волнении 2 балла на поверхности. Границу айсбергов миновали через семь дней.

9 марта подводные лодки вышли в южную часть Тихого океана и направились к острову Пасхи. При выходе в Тихий океан с К-133 случился неприятный инцидент. Из-за резкого изменения плотности воды произошло утяжеление подлодки. Была произведена откачка воды из уравнительной цистерны. ЧП случилось и на подводной лодке К-116. Сломалось устройство для удаления мусора. Чтобы не всплывать на поверхность для выброса контейнеров, моряки пошли на неожиданный ход: было принято решение удалять мусор через торпедный аппарат. Недалеко от мыса Горн советскими подводниками был принят радиосигнал сверхдлинных радиоволн на глубине 18 метров. Это произошло впервые в истории.

Остров Пасхи

В районе острова Пасхи советские субмарины поджидала опасность. Поскольку предполагалось, что на этом острове США планирует построить новую базу, подводные лодки должны были подойти к нему и через перископ внимательно изучить берег. Однако план полностью реализовать не удалось. На подходе к острову, по-видимому, из-за резкого изменения плотности воды, лодка К-116 стала уходить вниз. Благодаря грамотным действиям экипажа удалось предотвратить проваливание. Был дан полный ход на всплытие. В итоге от рискованной операции было решено отказаться.

24 марта, за пару дней до прибытия на базу на Камчатке, подводники отпраздновали день рождения руководителя группы А.И.Сорокина, которому исполнилось 45 лет. Согласно традиции, лодка поднялась на глубину, соответствующую возрасту именинника. Его поздравили бутылкой шампанского и тортом.

Прибытие

Утром 26 марта подводные лодки в технически исправном состоянии достигли Камчатки. Они прошли около 21 тыс. морских миль за 52 суток. Участники похода получили награды. 14 апреля 1966 года подводным лодкам К-133 и К-116 присвоили название гвардейских. Это произошло впервые после Великой Отечественной войны.

На 23-м съезде министр обороны страны Р.Я.Малиновский объявил об успешном плавании советских субмарин. Эта новость быстро облетела весь мир и стала полной неожиданностью для командования ВМС США.

Прислал
анатолий кульбацкий

Подобные переходы позволяют получить богатый опыт подводного плавания, улучшить выучку личного состава, провести испытания аппаратуры, оборудования и вооружения подводных кораблей.Нынешнему поколению подводников, следует взять на вооружение опыт патрулирования мирового океана, тем более, что нынешние подводные лодки более совершенны.

Автор

Андрей Матвеев

Над статьей работал

анатолий кульбацкий

25 000 просмотров

28 марта 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Евгений Кузнецов 26 марта 2014, 22:08

Слава советским подводникам! Они все герои-вот с кого нужно брать пример

Саша Сашина 27 марта 2014, 00:25

Слава Вооруженным силам России, наследникам боевых традиций Вооруженных сил СССР.

Отмечено
редакцией

анатолий кульбацкий 27 марта 2014, 01:59, Изменено: 27 марта 2014, 15:15

Подобные переходы позволяют получить богатый опыт подводного плавания , улучшить выучку личного состава, провести испытания аппаратуры, оборудования и вооружения подводных кораблей.Нынешнему поколению подводников, следует взять на вооружение опыт патрулирования мирового океана, тем более, что нынешние подводные лодки более совершенны.

Шамсик Асса 27 марта 2014, 10:27

Хорошо, когда есть чем гордиться. Надеюсь современные ВС РФ не подкачают и продолжать наши славны традиции.

Ренат Назмеев 29 марта 2014, 21:33

Я горжусь))))))))) Мой отец участвовал в этом плавании, у него были фотографии с праздника в честь перехода экватора, с Нептуном и Русалкой))))))) А чтобы проходить незамеченными, они двигались под надводными судами!!!!!! Слава советским подводникам!!!!!!! Ура!!!!!!!!!!

Виталий Хованский 6 апреля 2014, 07:30

Сейчас на автодорогах практикуется подобная тактика - пилить в хвосте более крутой тачки, а если ее ГАИ остановит - продолжать движение как ни в чем не бывало.

Добавить комментарий

Новое на сайте