Первый советский лимузин

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


29 апреля 1936 года в Кремле Сталину были продемонстрированы прототипы первого советского лимузина ЗИС-101. Серийное производство этой машины началось уже осенью этого же года. За все время в СССР было выпущено около 8,7 тыс. единиц ЗИС-101 — внушительная цифра для автомобилей представительского класса.

Советские автомобили высшего класса имеют долгую историю. Интерес к подобного рода машинам в нашей стране стал появляться в начале 30-х годов прошлого века. В 1932 году было принято решение о создании таких моделей на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде. За основу был взят автомобиль Buick-32-90 образца 1932 года. Так родился предшественник ЗИС-101, получивший обозначение Л-1 («Ленинград-1»). Этот автомобиль практически полностью повторял американский Buick. Всего было изготовлено шесть машин. Л-1 был неплохим автомобилем для своего времени. Но в силу ряда причин серийное производство Л-1 на заводе «Красный путиловец» так и не начали. Во-первых, завод не был готов для массового производства столь сложных механизмов, которые были применены в Л-1, во-вторых, остро стояла необходимость в выпуске другой техники — тракторов и танков. Производство Л-1 перенесли на ЗИС, но там экспериментальный автомобиль не прижился. Специалисты ЗИСа решили отказаться от сложных и ненадежных частей, создав новый автомобиль. Как и в предыдущем случае, в качестве основы был взят Buick, но конструкторы решили не слепо копировать американскую машину, а сделать свою, более приближенную к отечественным условиям, позаимствовав некоторые конструкторские идеи.

Группа конструкторов под руководством Евгения Ивановича Важинского внимательно изучила предоставленный им Buick. Внешний вид этого автомобиля уже в то время казался немного архаичным, поэтому было решено разработать свой кузов, сочетая наиболее удачные существующие решения. Работу в этом направлении возглавил кузовной конструктор завода Иван Федорович Герман. Были подготовлены четыре эскиза, но наверху решили ускорить процесс, заказав кузов за рубежом. Заказ отдали американской компании Budd, специализировавшейся на выпуске малосерийных автомобилей. СССР заплатил фирме за работу, по одним данным, 1,5 млн долларов, по другим — полмиллиона долларов. Компания на основе представленных эскизов и пожеланий создала новый кузов, но он получился крайне плохого качества. Кузов был деревянно-металлическим, хотя в то время в СССР изготавливали цельнометаллические кузова. Деревянный каркас из бука не учитывал нагрузок. Кроме того, он состоял из множества деревянных элементов, скрепленных шурупами. Это вызывало большую сложность для серийного производства. Кроме того, такая конструкция могла приводить при плохо подогнанных друг к другу элементах к скрипу во время движения. Как бы то ни было, штампы и 500 комплектов штамповок были привезены в СССР в 1935 году.


На заводе торопились. Создать первые образцы необходимо было уже к 1 апреля 1936 года. Задача осложнялась тем, что опыта изготовления машин представительского класса в то время советские специалисты не имели. Однако в марте удалось произвести шасси автомобиля, которое лично протестировал И.А. Лихачев, занимавший тогда должность директора завода.

В Кремле 29 апреля 1936 года состоялась презентация двух опытных экземпляров ЗИС-101. Один из них был окрашен в черный цвет, другой — в вишневый. Для сравнения в Кремль также были привезены два импортных автомобиля — Buick 1936 года и Сadillac 1934 года. Осматривали машины Сталин, Орджоникидзе, Микоян, Молотов, Каганович, Хрущев и другие представители высшего руководства страны. Автомобилями Сталин остался доволен. Сравнивая машину с зарубежными вариантами, он сделал несколько пожеланий. В частности, он предложил отделить передние сиденья и заднее зеркальным стеклом, переместить светильник из задней части салона в середину. Выключатель разместили ближе к пассажиру, чтобы он мог доставать до него не вставая.

Для того чтобы у пассажиров была связь с шофером, был предусмотрен внутренний телефон. Заднее сиденье было рассчитано на трех человек. Перед ним было предусмотрено два откидных сиденья со складными спинками.

Как писал журнал «Техника — молодежи» в 1936 году, по бокам заднего сиденья находились изящные закрывающиеся пепельницы. Рядом с одной из них — прикуриватель. Еще один прикуриватель находился возле переднего сиденья. Боковые стекла в автомобиле не опускались вниз, как в других машинах, а поворачивались вокруг вертикальной оси. Еще одно новшество — печка. Шофер открывал заслонку, включал вентилятор, и потоки теплого воздуха устремлялись к ногам пассажиров. Чтобы проветрить салон, открывался специальный клапан в передней части автомобиля. В представленных Сталину автомобилях щетки-дворники были расположены сверху, однако в выпущенных позднее машинах их разместили снизу. Если в дворниках не было необходимости, их можно было убрать на уровень рамы. Все двери могли закрываться изнутри. Но ручки были снабжены отверстиями для ключей.


ЗИС-101 имел в задней части багажник-решетку, которую можно было откидывать. Кроме того, был предусмотрен еще один багажник под задним сиденьем. При открывании его крышки автоматически включался свет.

Орджоникидзе сделал еще одно предложение по усовершенствованию машины. Он предложил установить на крыльях подфарники, которые можно использовать для езды по хорошо освещенным фонарями улицам города без необходимости включать фары. Чтобы не слепить встречные машины, шофер мог также отключать левую фару, нажав ногой на специальную кнопку. От солнечных лучей водителя защищали козырьки, которые можно было переставлять. Один из автомобилей имел даже радиоприемник, изготовленный на заводе имени Орджоникидзе. Передние сиденья автомобиля обивались кожей, а заднее сиденье — тканью. На ЗИС-101 устанавливался восьмицилиндровый мотор объемом 5,8 л и мощностью 110 л. с.

Первоначально ЗИС-101 хотели выпускать по 10 тыс. автомобилей в год, но, конечно, мощности завода не могли осилить такой объем производства, да и в таком количестве машин не было в то время нужды. Между тем завод выпускал по 17 автомобилей в день, что также было довольно много. Всего в СССР было выпущено 8,7 тыс. машин ЗИС-101. После начала Великой Отечественной войны производство этих автомобилей прекратилось. Во время войны они оказались невостребованными. ЗИС-101 не отличались проходимостью, поэтому на фронт их не отправляли. Сталин на автомобиле не ездил, предпочитал бронированный Packard. ЗИС-101 использовался в основном партийной советской номенклатурой среднего звена. После войны некоторые ЗИС-101 были превращены в такси.


Автор

Андрей Матвеев

2 комментария к материалу.

Муса Мусаев 30 апреля 2014, 23:01

С таким опытом автомобилестроения, выпускаем ведра с болтами. Сейчас автопрома умышленно загубили. Наши современные Лады, ведра с болтами напоминают.

Неонила Полякова 5 мая 2014, 14:05

ЗИСы сегодня стоят баснословные деньги у коллекционеров машин в стиле ретро...

Добавить комментарий

Новое на сайте