Патриарх Кирилл в Польше: нужно произнести одно слово «прости»

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Патриарх Кирилл начал свой первый официальный визит в Польшу, который продлится до 19 августа.

Сам по себе визит — событие из ряда вон выходящее. Так получилось, что за всю историю ни разу патриарх Московский и всея Руси не вступал на Польскую землю в качестве патриарха

Главная цель поездки — подписание совместного обращения к верующим: глава Конференции католических епископов Польши архиепископ Юзеф Михалик и патриарх Кирилл подпишут этот документ 17 августа в Варшаве. Обращение готовилось более двух лет.

Содержание документа исключает политические построения. Его текст опирается на христианские представления о грехе и прощении, без следования которым примирение наших народов может стать пустым звуком. Мы обратимся к людям России и Польши, которые понимают, что путь поиска правых и виноватых, гордыня и высокомерие противоречат христианской совести. Призывая русских и поляков к дружбе и братской любви, мы верим, что примирение достижимо в опоре на искреннюю веру и благодаря помощи Божьей, освящающей всякое доброе начинание.

В интерьвю польским СМИ Патриарх Кирилл говорил о взаимном прощении: 

Необходимо сменить саму тональность отношений между нашими странами и народами. Чтобы сменить эту тональность, нужно произнести одно слово: "прости"

Архиепископ Юзеф Михалик так комментирует обращение к верующим:

Ценность документа в том, что иерархи обеих церквей набрались смелости назвать вещи своими именами. Уверен, что документ будет резать уши многим. Той истории, которая сложилась меж нашими двумя народами, по-человечески не преодолеть. Надо обратиться к высшей силе, мудрости Господней и вере

Экс-министр иностранных дел Польши, член международной комиссии по выработке евро-атлантической инициативы в области безопасности, сопредседатель Польско-российской группы по трудным вопросам истории Адам Ротфельд считает, что «это обращение не поменяет людей раз и навсегда, но будет фундаментальным документом, на который будут ссылаться в будущих столетия. Его значение со временем будет расти, даже если он не выражает всего того, что стороны хотели бы сказать. На самом деле, отношения между Россией и Польшей сейчас находятся на пике. С определенным преувеличением можно сказать, что в сравнении с прошлым, никогда они не были такими безоблачными, или почти безоблачными, как сейчас. Но доверия не хватает». «Если во всех костелах в Польше будет зачитано совместное заявление предстоятеля Русской православной церкви и главы Конференции католических епископов, это окажет большое воздействие», — утверждает Ротфельд и добавляет, что сотрудничество двух Церквей важнее деятельности Группы по трудным вопросам, которую он возглавляет, потому что оно затрагивает всех людей, а не только профессиональных политиков.

Нынешний визит имеет две главных аспекта: российско-польские отношения и отношения между РПЦ и Ватиканом. На вопрос о возможной встрече главы Русской Православной Церкви и папы Римского, патриарх ответил: «Ну, в какой-то момент — весьма возможно. Еще время определять рано».

— Значимость этого документа не следует ограничивать только рамками межцерковных контактов или политической значимости. Вспомним, что в свое время примирение между Польшей и Германией начиналось с усилий, которые предпринимали религиозные деятели двух стран.

В 1965 году 34 польских церковных деятеля написали немецким церковным иерархам письмо, в котором шла речь о сложных польско-германских отношениях, о том, что от войны и ее последствий пострадали жители обеих стран. Польские иерархи призывали к примирению и приглашали немецкую сторону принять участие в праздновании 1000-летия крещения Польши.

После окончания Второй мировой войны прошло всего 20 лет, раны еще были свежы, и многие не могли принять того, что мы говорим «прощаем». Прощаем? Нет, преступник должен понести наказание. Антинемецкие настроения были ощутимы, что, конечно можно понять, принимая во внимание через что прошла Польша. Но так думали далеко не все. Епископы подошли к этому вопросу именно по-христиански, сказав — прощаем и просим простить нас. Почему и нас просим простить? Ведь известно, что когда было принято решение о массовом переселении немцев (кстати, принято не нами, а лидерами трех стран-победительниц), часть поляков, которые все еще хотели отомстить, грабили немцев, которым и так не позволили забрать с собой все имущество.

Другим большим жестом примирения и даже покаяния стал поступок канцлера ФРГ Вилли Брандта: 7 декабря 1970 года, возлагая венок к памятнику жертвам варшавского гетто, он опустился на колени. Хотя это был скорее жест, обращенный не только к гражданам Польши, а ко всем жертвам фашизма.

Вилли Брандт (я сопровождал его в декабре 1970 года в Варшаву), когда встал в Варшаве на колени, и когда он при многих других возможностях просил прощение, он, конечно же, думал обо всех жертвах войны, развязанной Германией, а не только о поляках и евреях.

Брандт не был первым: в 1966 году экс-канцлер ФРГ Конрад Аденауэр встал на колени перед Стеной Плача в Иерусалиме. Но почему-то именно поступок Брандта запомнился больше всего и периодически всплывает при обсуждении различных межнациональных отношений: польский историк требует того же от Путина, министр обороны Латвии ждал того же от Дмитрия Медведева, президент Армении ждет подобного жеста от Турции, азербайджанский журналист требует подобного жеста от Армении

Что касается российско-польских отношений, то стоит вспомнить, что в 1993 году Борис Ельцин становился на колени перед памятником жертвам катынских расстрелов в Варшаве.

17 августа будет знаменательным днем. В этот день в Варшаве планируется подписание обращения к народам патриархом РПЦ (который впервые появится в Польше) и главой епископата Польши Юзефом Михаликом. Для поляков, как и для многих католиков, этот жест очень важен. Хотя, конечно, никто не имеет в Польше иилюзий об его истинных причинах. Но дай Боже, чтобы принесло это свои плоды в будущем! Конечно, нельзя исключить, что пара активных членов ПиС попытается при случае громко заявить о своих претензиях. Однако все в Польше понимают важность визита патриарха. Впервые в истории происходит сближение Костела с Церковью, так давно и сильно желаемое католиками. И можно только догадываться об истинной причине такой резкой смене позиции РПЦ.

В июне этого года даже итоги «Евро-2012» послужили поводом для официального лица РПЦ говорить о сближении двух народов:

Футбольная судьба в очередной раз подарила нам шанс примириться с поляками. Боевая ничья и незавидный исход матчей группы А для обоих ее фаворитов - повод для похожих, общих чувств. И пусть часть фанатов - и польских, и наших - вела себя агрессивно, оскорбительно, по-хамски. Обе команды, представители обоих народов оказались в одинаковой ситуации. Произошедшее словно говорит нам: не ссорьтесь!

Вот и есть теперь повод подумать: как два самых активных и волевых христианских народа Европы могли бы взаимодействовать? Помогать друг другу? Отстаивать в нашей части света христианские нравственные идеалы? Призыв к этому есть. И он для нас общий. И звучит он не только в результатах группы А

Автор

Александр Зайцев

Новое на сайте