Замкнут кольцо. Вокруг Байкала расширят территории особой экономической зоны

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

В следующие два года вокруг Байкала планируется построить первые объекты инфраструктуры особой экономической зоны «Байкальское кольцо». Изначально эта зона находилась в границах горнолыжной базы «Гора Соболиная» и побережья Байкала. В скором времени в нее будут включены территории поселка Листвянка и порта озера. 

Иркутские власти и министерство экономического развития еще осенью прошлого года проверили земли и объекты недвижимости в границах прежней особой экономической зоны (ОЭЗ). До этого в декабре 2011 года ведомство подписало соглашение с партнерами проекта — горнолыжным комплексом «Гора Соболиная» и «Илим Байкал». Известно, что ГК «Гора Соболиная» планирует инвестировать 1,3 млрд рублей в реконструкцию и расширение горнолыжного курорта, а «Илим Байкал» собирается построить новую базу отдыха на берегу Байкала. Два года назад оба инвестора планировали в 2013 году уже приступить к строительству объектов. Однако, согласно официальным сообщениям, в данный момент четыре проекта находятся пока в процессе подготовки к защите на экспертном совете Федерации. На этом фоне областное правительство решило расширить границы «Байкальского кольца». 

Справка SmartNews

Границы особой экономической зоны (ОЭЗ) в Приангарье меняются не первый раз. Так, изначально в планах по запуску особой экономической зоны туристско-рекреационного типа шесть лет назад был указан Слюдянский район. Тогда же проект был громко назван «Воротами Байкала».

Затем в 2010 году границы будущей ОЭЗ поменяли вместе с постановлением российского правительства «Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области», согласно которому ОЭЗ планировалось создать на землях горнолыжного курорта «Гора Соболиная» и в районе поселка Мангутай. 

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Теперь власти делают акцент на уже развитые территории с наработанным потоком туристов — всё для того, чтобы повысить эффективность ОЭЗ. По предварительной информации, расширение зоны планируется за счет включения поселка Листвянка и порта Байкал. Правительство области рассчитывает, что процедура убьет сразу двух зайцев — обеспечит новый проект немалым количеством туристов и туроператорами с более-менее готовыми объектами, а также привлечет дополнительные деньги на развитие этих перспективных территорий. Так, по приблизительным оценкам, в поселок Листвянка ежегодно приезжает порядка 250-300 тыс. туристов, в порт Байкал — около 20 тыс. человек.

В целом мы сформируем туристический кластер «Байкальское кольцо», в который войдет не только Иркутская область, но и Республика Бурятия. Правда, для этого предстоит проделать долгий путь, так как создание «Байкальского кольца» потребует развития территории в комплексе. Это касается и объектов недвижимости, и транспорта, в том числе авиационного. Сейчас нам, к сожалению, приходится наверстывать, так как о себе дают знать проблемы прошлых лет. Так, ранее немалые средства область потратила на проектирование нового аэропорта Иркутска в районе Ключевой Пади. Выяснилось, что там вообще невозможно строительство подобных объектов. А деньги потрачены. С особой экономической зоной ситуация схожая — ее планировали разместить то тут, то там. Получается, на поиски оптимального места вновь потратили крупные суммы. Поэтому мы будем подходить к проекту очень ответственно. К примеру, отчитываться об эффективности развития туристической отрасли правильно качеством, а не количеством туристов. Какое значение имеет рост туристического потока, если в регионе нет мусороперерабатывающего завода или профессионалов в области туризма? 

Официально проект ОЭЗ сейчас должен развиваться по четырехлетней целевой программе. В ее рамках областной и федеральный бюджеты должны за четыре года — с 2012-го по 2015-й — инвестировать более 2 млрд рублей в строительство инженерии внутренней и внешней как на территории самой ОЭЗ, так и на прилегающей, включая технологическое присоединение к коммунальным сетям Байкальска.

Областное управление капстроительства утвердило график исполнения всех процедур проектирования и возведения объектов инфраструктуры «Байкальского кольца». Также одобрен план действий по присоединению объектов ОЭЗ к электрическим сетям. 

Прислала
Наталья Гребнева

Поселок Листвянка. Фото: Global Look

Так, на нынешний год запланирован старт постройки коммуникационных и околотранспортных объектов: контрольно-пропускные пункты и автостоянки, пешеходные мосты и сеть дорог и улиц с наружным освещением, а также сети ливневой канализации, водопровод и водозаборы, местные очистные сооружения ливневых стоков. Эти объекты, а также благоустройство и озеленение зоны власти рассчитывают профинансировать за счет бюджета области. 

На данный момент работы по оснащению ОЭЗ инфраструктурой идут точно в графике. Все отставания от графика, зафиксированные ранее, уже наверстали. Плюс к этому мы расширяем границы ОЭЗ с учетом того, что в кластер решено включить Кругобайкальскую железную дорогу, поселок Листвянка и порт Байкал. 

Аналитики уверены, что если темпы удастся удержать и открыть первые объекты ОЭЗ уже в следующем году, то можно рассчитывать на резкое увеличение иностранного турпотока на Байкал и скорую окупаемость инвестиций в байкальский кластер.

— Старт в 2014 году позволит привлечь внимание к Байкалу со стороны туристов, приехавших в Россию в связи с Олимпиадой в Сочи. Бренд Байкала уже широко известен за пределами страны. Надо только поддержать его нужным количеством гостиниц, ресторанов и т. п. 

— Достаточное число гостиниц не единственное требование. У Байкала есть еще одна проблема в туротрасли, кроме неподготовленности местной инфраструктуры, — очень дорого сюда добираться. Авиабилеты от Москвы до Иркутска, к примеру, стоят дороже, чем из Москвы до Вашингтона. 

Видео

Байкал в районе поселка Листвянка

Видео: SuperSergeyka на Youtube

Прислала
Анастасия Мичурина

Все это правильные меры, не думаю, что они пагубно скажутся на Байкале. Надо развивать такой большой потенциал, чтобы не только из России, но и из других стран туристы приезжали.

Автор

Мария Чернова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Маргарита Полунина, Анастасия Мичурина

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

анатолий кульбацкий 22 августа 2013, 09:46

Интересно, а как с этим новшеством уживется "национальный природный парк "Байкал", или левая рука не ведает , что творит правая? Еще можно понять , когда для турзоны выделяется какая то площадь, а теперь замахнулись аж на целое кольцо.Все как то не по людски.

Сергей Яблоков 10 сентября 2013, 04:33, Изменено: 10 сентября 2013, 04:35

Очень даже по людски. Пусть люди природой любуются, только деревья не ломают, зверей не трогают, мусор не разбрасывают.
Определение термина. Природный Парк - охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта; используется главным образом для рекреационных целей (напр., организованного туризма). В отличие от заповедников, резерватов и некоторых других охраняемых территорий режим охраны в природных парках наименее строгий. (Энциклопедический словарь)

Олег Алиев 22 августа 2013, 12:47

Надо развивать туризм однозначно. Такие меры только на пользу региону пойдут.

Отмечено
редакцией

Анастасия Мичурина 22 августа 2013, 13:26, Изменено: 22 августа 2013, 14:56

Все это правильные меры, не думаю, что они пагубно скажутся на Байкале. Надо развивать такой большой потенциал, чтобы не только из России, но и из других стран туристы приезжали.

Марина Алехина 22 августа 2013, 15:43

Тем более в преддверии Олимпиады строительство гостиниц, стоянок и пр. большой плюс

Sergey 13 сентября 2013, 23:16

Чем МЕНЬШЕ туристов на Байкале - тем дольше он сохранится. Незачем тут делать проходной двор. Кому это нужно? Десятку владельцев турбаз? Все так говорят о развитии туризма- как будто это "абсолютное благо" для местных жителей. Сотни примеров в мире, когда местное население постфактум осознаёт, что воротилы их оттеснили от родной природы. И не посидишь больше у костра под гитару. Всё застроят и заборами огородят. Учитесь предвидеть ВСЕ стороны развития туризма- в том числе и негативные.

Добавить комментарий

Новое на сайте