Братья по вере. SmartNews узнал, как живут лютеране в сибирской тайге

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Сергей Берденников/SmartNews

Людвиг, Кунц, Гильдебрант, Зелент — такие необычные для сибирского уха фамилии носят жители трех деревень в Заларинском районе Иркутской области. Немцы и голландцы уже давно обосновались в сотнях километров от цивилизации и живут здесь, сохраняя свою этническую и религиозную идентичность.

Такие необычные фамилии носят жители деревень Пихтинск, Средне-Пихтинск и Дагник — этнические немцы и голландцы. Они молятся, читают, отпевают своих покойников на польском языке, но они не поляки. Между собой они говорят на странной смеси украинского и белорусского, которую сами называют хохлацким наречием, но и малороссы чужие для них. Сами себя они называют голендрами.

Прислала
Наталья Гребнева

Дом семьи Зелент. Фото: Сергей Берденников/SmartNews

Справка SmartNews

Немецкие историки называют голендрами колонистов, которым в начале XVII века некий польский граф позволил поселиться на своих бужских землях. По одной версии, их предки жили в низовьях Рейна, по другой — в Пруссии, по третьей — в Голландии. Постепенно голендры восприняли некоторые местные обычаи и языки, но сохранили свои фамилии и приверженность протестантизму. После третьего раздела Польши, в конце XVIII века, голендры оказались на территории Российской империи. А во время столыпинского освоения Сибири 36 семей переселились на новые земли. Из-за фамилий поселенцев всем скопом записали в документах немцами. История голендров непосредственно в Сибири началась в 1907 году, когда к крестьянскому начальнику Адаму Адамовичу Райнерту, жившему на станции Тыреть Иркутской губернии, с намерением осмотреть земельные участки для переселенцев пришли четверо ходоков: Андрей Гиньборг, Иван Гильдебрант, Иван Бытов и Петр Кунц. Каждый из них был доверенным лицом нескольких семей, желавших поселиться на свободных землях Сибири. Ходоки после долгих раздумий были определены на Пихтинский участок, расположенный в Саянских предгорьях. За ними были записаны 24 земельных надела, по 15 десятин каждый, и в 1911 году начали прибывать первые семьи переселенцев.

Прислал
Видео взято у пользователя Иван Шадрин

Видео

В метрических книгах Иркутской лютеранской церкви, которые удалось обнаружить в областном архиве, хранится запись: место переселения было подготовлено заранее. К Пихтинску была проложена дорога, по которой нормально могла пройти лошадь, был выкопан колодец, чтобы люди не нуждались в питьевой воде. Приехав на новое место, первым делом люди стали строить шалаши, чтобы укрыться от дождя, потом построили землянки, чтобы пережить зиму. Только на следующий год они начали строить дома, но не как в Сибири, а как у себя на родине — дома-комплексы, где под одной крышей расположены дом, амбар и стайки. Каждый хозяин после прежнего безземелья старался захватить побольше территорий. Дома строили в густом лесу. Сначала делали засеки на деревьях и ходили по ним, чтобы не заблудиться. Были основаны три деревни — Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник.

До января 2008 года мне не было известно, что в Иркутской области живут христиане лютеранского вероисповедания. Я благодарен Богу, что он привел меня в эту деревню, чтобы посетить наших братьев и сестер по вере. Евангельская лютеранская церковь в России совсем небольшая, и поэтому особенно важно поддерживать друг друга. Родной для старшего поколения польский язык, на котором проводятся богослужения, уже непонятен молодежи, и значение лютеранской веры и Слова Божьего при этом утрачивает свои ценности. Я нашел в местных жителях глубокое желание узнать и сохранить свою веру и корни своего происхождения. Знание прошлого необходимо для будущего. Если мы не умеем спрашивать, что было, и не можем оценивать опыт отцов, то мы быстро заблудимся в водовороте так называемой современной жизни.

Томас Граф Гроте, пастор лютеранской церкви, для SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Выписки метрической книги Иркутской лютеранской кирхи 1916 года. Фото: Сергей Берденников/SmartNews

Пихтинские голендры испытали на себе и раскулачивание, и репрессии 1930-х годов. Но самым, пожалуй, суровым испытанием стала для голендров трудовая армия. В нее через военкоматы мобилизовали советских немцев, румын, финнов, венгров — всех тех, кому, по мнению властей, нельзя было доверить оружие. В трудовую армию, в отличие от обычной, забирали и мужчин, и женщин, у которых были дети старше трех лет, и подростков начиная с 15 лет. Во всей этой истории немало трагичного.

Но, пожалуй, самым трагичным было то, что родственники, те же Людвиги, Кунцы, Зеленты, писавшие друг другу письма, вдруг стали врагами, разделенными линией фронта. Вполне вероятной могла быть встреча двух братьев или, допустим, дяди и племянника лицом к лицу с оружием в руках. И хотя большинство пихтинцев в 1942 году оказались в трудовой армии, всё же некоторые добровольцы в 1941 году прорвались на фронт.

Долгое время голендры жили обособленно. До 1955 года почти все браки заключались лишь между жителями трех деревень. В Пихтинске сейчас сохранилось всего около 100 дворов. Голендры стараются беречь традиции. В речи стариков проскакивают украинские, белорусские, польские и немецкие словечки. Они сохранили свою религию, но и на нее наложили отпечаток многовековые странствия. Лютеранские псалмы пихтинские голендры читают по «ксенжкам» — священным книгам на польском языке, которые отпечатаны в прошлом веке в Восточной Пруссии. А Рождество и Пасху отмечают по православному календарю. Посты соблюдаются строго. Во многих семьях имеется национальная одежда, напоминающая голландскую: пестрые юбки и кружевные чепцы.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Сергей Берденников/SmartNews

Особое отличие сибирских деревень от наших — это дома и дворы. В стандартной сибирской усадьбе жилой дом, скотный двор с амбарами, сараями и прочими хозяйственными постройками расположены по периметру усадьбы. Пихтинский дом — сам себе двор и усадьба, такой многофункциональный комплекс под длинной кровлей, крытой досками в два или три ряда. Жилая часть, изба, аккуратно выбелена, углы сруба образуют эффектную конструкцию. К избе примыкают сделанные из тонких бревен или досок загон для скота, стайка, и ток, где обрабатывают зерно, хранят и сушат сено. В ток можно въехать на телеге прямо со двора, а из сеней — попасть и в избу, и в стайку, и на чердак над ней, где хранится хозяйственная утварь. Все три части дома связаны внутренними проходами, и каждая имеет отдельные выходы во двор. В стужу и ненастье, когда на огороде делать нечего, на улицу можно вообще носа не высовывать.

Александр Людвиг, потомок переселенцев, для SmartNews

Прошло более ста лет с того времени, как появился участок Пихтинский. Деревни, в которых было когда-то многолюдно, теперь почти опустели. С каждым годом уходит из жизни старшее поколение. Вместе с уходом старожилов становятся пустыми их жилища, построенные еще в 1910 году. И сегодня на всех трех участках можно по пальцам пересчитать оставшиеся дома, так называемые дома-комплексы.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Сергей Берденников/SmartNews

Многие потомки колонистов внесли свой вклад на благо нашей страны. Иван Зигмундович Зелент был дважды избран председателем Законодательного собрания Иркутской области, награжден медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Иван Карлович Людвиг служил в ВДВ на Дальнем Востоке и в составе полка принимал участие в защите острова Даманский. У него три сына. Старшие сыновья служили в ВДВ, воевали в горячих точках на Северном Кавказе. Михаил Эдуардович Бендик — ветеран Великой Отечественной войны, в июне 1941 года находился на границе, где в составе зенитной батареи принял первый бой с фашистской армией. Освобождал Киев, победу встретил в Полтаве.

Александр Людвиг, потомок переселенцев, для SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Анна Адольфовна Варстат. Фото: Сергей Берденников/SmartNews

На сегодняшний день в Дагнике, Пихтинске и Среднем Пихтинске проживает около 500 человек. В течение нескольких лет получила широкое распространение форма устройства детей в семью, так называемая опека и патронат. Сегодня более 20 пихтинских семей воспитывают детей из детских домов.

Несмотря на то что совхозы уже на протяжении многих лет не функционируют, пихтинский народ не утратил свои трудовые навыки. Люди возвращаются к натуральному хозяйству, разводят лошадей, коров, овец, разнообразное птичье поголовье. Делают заготовки ягод, грибов. Не забыты и домашние промыслы — вышивка, ткачество, вязание, плетение корзин. Большинство жителей по-прежнему выпекают хлеб в печи.

Основное трудоспособное население деревень — это мужчины, которые работают на заготовке леса вахтовым методом на территории Иркутской области. Сейчас голендры надеются, что в связи с осуществлением президентской программы по развитию аграрного комплекса раскорчеванная и обихоженная пашня первых поселенцев вновь будет приносить урожай и станет основным местом трудовой деятельности немецких голландцев сибирской тайги.

Прислал
Олег Алиев

Но ведь ничего плохого в этом же нет. Что такого, что они просто живут своей жизнью и никого не трогают. Мы люди не жадные, можем и поделиться землей.

Прислала
Марта Узлова

По моему — это достойно уважения. Просто уехать, отстраниться от всех старых друзей, знакомых, родственников и жить в тайге.

Прислал
Georg Piwin

Молодцы! Ведут вполне благопристойный образ жизни достойный подражания и уважения! Идеальная духовная и физическая чистота говорит об очень многом!

Прислал
Georg Piwin

Молодцы! Ведут вполне благопристойный образ жизни достойный подражания и уважения! Идеальная духовная и физическая чистота говорит об очень многом!

Автор

Сергей Берденников

Над статьей работали

Марта Узлова, Михаил Виноградов, Олег Алиев, Georg Piwin, Наталья Гребнева

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Олег Алиев 27 марта 2013, 21:53, Изменено: 23 апреля 2013, 16:25

Но ведь ничего плохого в этом же нет. Что такого, что они просто живут своей жизнью и никого не трогают. Мы люди не жадные, можем и поделиться землей.

Борис Тихонов 27 марта 2013, 22:19

Вполне возможно - это просто Европейские шпионы. И теперь они просто втираются в доверия, а потом, когда через несколько десятков лет, когда их дети пойдут и устроятся на правительственные должности - это нам еще аукнется.

Georg Piwin 23 апреля 2013, 16:21, Изменено: 23 апреля 2013, 16:25

Борису Тихонову - Ну и весёлый Вы парень , рассмешили не только меня , но и очень многих, возможно у Вас мальчики кровавые прыгают в глазах , как у известного героя , или очень развито чувство шпиономании , что в двух случаях весьма опасные симптомы !

Отмечено
редакцией

Марта Узлова 27 марта 2013, 23:06, Изменено: 23 апреля 2013, 16:25

По моему - это достойно уважения. Просто уехать, отстраниться от всех старых друзей, знакомых , родственников и жить в тайге.

Егор Орлов 28 марта 2013, 01:47

Наверняка не пьют не курят, а работают и работают.И живут сами по себе, возделывая землю и молясь своим богам.Что может быть лучше и есстественней.И никакого гламура, наркоты и прожигания жизни...

Отмечено
редакцией

Georg Piwin 23 апреля 2013, 11:48, Изменено: 23 апреля 2013, 16:25

Молодцы ! Ведут вполне благопристойный образ жизни достойный подражания и уважения ! Идеальная духовная и физическая чистота говорит об очень многом !

Алекс 26 июля 2013, 11:52

Да,люди не утратили ни веры.ни трудолюбия,и это достойно уважения.
Почему в Новосибирской области да и в других местах,где живут немцы переселенцы ,чистота и порядок?А у нас,вокруг лес,а заборы все в большинстве наперекосяк и пьяные мужики под заборами? А это очень удобно для власти:ничего не надо делать и требовать,чтобы и с них(управленцев)ничего не требовали.А ну как начни наводить порядок,так и работать придется! А пора бы уже и власть употребить.Принимают законы(это они вроде КАК бы работают,а то что эти законы не выполняются )на улицах пьют пиво, женщины курят,вокруг грязь).зато открываются МОДНЫЕ Кварталы.кабаре и т.п. Ничего не создается,все торгуют,все воруют.....

Добавить комментарий

Новое на сайте