Из Европы в Азию. В России появится новый Шелковый путь

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Денис Русинов/ИТАР-ТАСС

Теплая дорога, освещенная светодиодами, мягкий асфальт, лазерная зебра, остановка с компьютерами. Все это не научная фантастика, а самое ближайшее будущее. Новые инновационные трассы в Москве, Татарстане и Рязани будут сверхсовременными, экологичными и главное — безопасными.

Проект «Инновационная дорога», представленный на форуме «Открытые инновации, предусматривает строительство сразу трех федеральных трасс: муниципальной автодороги (на территории Москвы), федеральной скоростной автомагистрали (в Республике Татарстан) и региональной автодороги (в Рязанской области). 

По мнению разработчиков, использование современных инновационных материалов и технологий позволит значительно сэкономить на строительстве, дальней эксплуатации и ремонте дорог, сделает их экологичными, а дорожное движение для автомобилистов и пешеходов — безопасным. Проект уже одобрила комиссия по модернизации при Президенте РФ. Куратором выступает Минэкономразвития.

Самым масштабным как по стоимости, так и по объему стал татарстанский проект. Речь идет о строительстве скоростной платной дороги «Шали — Бавлы». 295-километровая трасса, которой присвоена самая высокая в России категория 1А, пройдет через весь Татарстан, соединит две федеральные трассы (М5 «Урал» и М7 «Волга») и станет частью глобального проекта создания нового «Шелкового пути», который свяжет Западную Европу и Китай. По сравнению с существующими новая трасса имеет ряд преимуществ. Одно из них — экономия времени. Так, перебраться по морскому коридору через Суэцкий канал можно за 45 суток, по российскому Транссибу — за 14 суток. А по коридору «Европа — Западный Китай» путешествие от морского порта до Санкт- Петербурга и границ с европейскими странами займет всего около 10 суток. Китайская часть коридора уже готова. Активно форсируются работы в Казахстане, проект объявлен всенародной стройкой.

Первая очередь автодороги протяженностью 40 км на отрезке «Шали — Сорочьи горы» была введена в эксплуатацию в 2011 году. Вторая очередь мостового перехода через реку Каму, у села Сорочьи Горы, будет закончена в 2013 году. Завершить строительство дороги планируется в 2018 году.

Предполагается также строительство новой железнодорожной артерии, которая будет проходить параллельно автобану по примеру развитых европейских государств — для этого мы оставили запасные участки.

Инсаф Хайруллин, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, SmartNews

Справка SmartNews

Общая стоимость татарстанского проекта превышает 100 млрд рублей. Автобан представляет собой полотно из 4 дорожных полос и разделительной полосы с металлическим ограждением, включая обочины по 3,75 м с каждой стороны. Таким образом, ширина автотрассы составит около 28,5 м. Использование различных модификаторов, а также композитных, металлизированных и нанопокрытий, значительно увеличит срок службы асфальтобетона и позволит круглогодично эксплуатировать дорогу на скорости 150 км/ч.

Обязанность властей — сформировать нормативную базу на местах, а госкорпорация занимается техническим регулированием и поставляет технические решения. Например, в Татарстане наномодификаторы асфальтобетонного покрытия и композитная арматура увеличивают срок службы автомобильной дороги в 4–5 раз, а затраты на содержание и себестоимость укладки — в 2 раза.

Новая трасса будет полностью освещена светодиодной техникой и буквально напичкана самыми новейшими интеллектуальными автоматическими системами: ГЛОНАСС, противогололедной обработки, контроля объектов дорожного движения, а также дистанционной системой взимания платы и определения веса транспортного средства на высокой скорости. 

Не забыли и про придорожную инфраструктуру: АЗС, кафе, магазины, отели, станции технического осмотра и ремонта автомобилей, автомойки, стоянки и многое другое.

Все будет зависеть от финансирования. В настоящее время мы обсуждаем возможные варианты такого финансирования с Министерством транспорта России. Постараемся убедить министерство выделить на этот проект 100 млрд рублей. Если у нас это получится, то построим дорогу быстро. Уверен, что проект окупится очень скоро, поскольку эта дорога — самый короткий путь из Европы в Китай.

Справка SmartNews

Инициативным инвестором проекта выступает ОАО «Автострада», входящее в группу компаний СМП «Нефтегаз» (Татарстан). Реализуется проект на условиях государственно-частного партнерства. В настоящий момент освоено порядка 20 млрд рублей, в том числе из бюджета РФ — 3,5 млрд рублей, из бюджета РТ — 7,9 млрд рублей, средства частного инвестора — 7,8 млрд рублей. В 2012 году бюджет Татарстана еще выделил 0,5 млрд рублей, частный инвестор — 3,7 млрд рублей. Проект должен окупиться за 20–25 лет.

По словам генерального директора ОАО «Автострада» Александра Ванюшева, его компания останется в проекте до конца, хотя не исключил, что к нему присоединятся и другие инвесторы и застройщики.

— Кому будет принадлежать дорога, пока не ясно. Скорее всего, отдельные участки будут в частных руках — в эксплуатации тех, кто строил эту дорогу.

В пресс-службе Минтранса Татарстана рассказали, что согласно бизнес-плану интенсивность движения на платной дороге составит 35 тыс. автомобилей в сутки. Несложно подсчитать, что в этом случае себестоимость проезда по почти 300-километровой платной трассе должна составить в среднем 313 рублей (то есть километр пути по инновационной дороге обойдется водителю немногим больше одного рубля).

Для сравнения: стоимость проезда по платным участкам трассы М4 («Дон») составляет 1,2 или 4 рубля за 1 км — в зависимости от вида транспортного средства и времени движения (стоимость проезда грузовиков от 3,5 до 8 т и крупногабаритного спецтранспорта, как правило, в несколько раз превышает стоимость проезда легковых автомобилей).

Впрочем, скептики считают, что прогноз интенсивности движения по платной дороге излишне оптимистичен. По крайней мере, часть водителей будет выбирать другие, бесплатные маршруты. Тем более что сейчас основные татарстанские трассы поддерживаются во вполне приличном состоянии. Это может сказаться на сроках окупаемости всего проекта, а значит, и его инвестиционной привлекательности.

Если ты находишься за рубежом и пользуешься платной автодорогой, то это тебя никак не напрягает, не лишает внутреннего комфорта. У нас же когда речь заходит о платных услугах, то возникает ощущение, что с тебя хотят снять последние штаны. Нашим бизнесменам постоянно всего мало, они без устали придумывают все новые и новые причины для поднятия цен. Хотя никому не понятно, почему у нас все время дорожает даже песок, который как копали из карьеров раньше, так и копают сейчас.

В принципе обсуждаемое начинание благое по сути. Но не хотелось бы, чтобы оно приняло какие-то извращенные формы и вместо комфорта стало доставлять массу неудобств.

Что касается московского проекта, то он предусматривает внедрение электробусов, пешеходных зебр с лазерной стеной (в тон сигналу светофора, и даже дорожного полотна с подогревом. В списке нововведений также установка современных остановок общественного транспорта. От улицы они будут отделены воздушной завесой, которая будет обогревать павильоны зимой и охлаждать летом. Внутри разместят компьютеры с выходом в интернет, торговые автоматы, информационные табло, бесплатные туалеты. Кроме этого, планируется использовать инновационный асфальт с нанодобавками и разделительные барьеры из композитных материалов (что легче, дешевле и менее травматично). Освещаться дороги будут светодиодами.

Мы хотим взять два дорожных участка, каждый длиной не больше 10 км, и применить на них все самые современные разработки. Таких проектов нет нигде в мире. По отдельности элементы инновационной дороги применяются, но вместе — нет.

Алексей Комиссаров, руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, SmartNews

Видео

По словам Комиссарова, в качестве места для эксперимента может быть выбрана Пятницкая улица, которая впоследствии разрастется до целого квартала, ограниченного улицами Пятницкая, Большая Ордынка, Климентовским и Черниговским переулками.

Рязанский проект более скромен. Здесь отремонтируют 13-километровый участок автомобильной дороги III категории Касимов — Новая Деревня — Елатьма —Савастьяново — Ардабьево — Дмитриево в Касимовском районе области. Цель проекта — проверить, можно ли использовать сверхсовременные материалы при строительстве сельских дорог по всей России.

Россия страна лучших людей: только у нас уникальные нанодороги саморегулирующие скорость движения. С заботой о безопасности.

Видео

Прислал
Gleb Budarin

сильно похоже на «День опричника», там тоже основой экономики матушки-Руси XXI века стала супер-трасса от Китая до Запада. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?

Автор

Айрат Рустамов

Над статьей работали

Анастасия Жданова, Gleb Budarin

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Виталий Яровой 8 ноября 2012, 10:45

Проект для нашей страны какой-то космический получается. Мне кажется, что пользоваться такой дорогой все равно мало кто будет, если альтернатива останется.

Отмечено
редакцией

Gleb Budarin 8 ноября 2012, 12:11, Изменено: 8 ноября 2012, 17:52

сильно похоже на "День опричника", там тоже основой экономики матушки-Руси XXI века стала супер-трасса от Китая до Запада. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?

Владимир Селиванов 8 ноября 2012, 14:04

Мне трудно судить о том, обосновано ли экономически такое строительство. Если строят - значит обосновано. Но выглядит проект, по крайне мере на словах, сногсшибательно. Дай бог, чтобы его осуществили.

Алексей Громыкин 8 ноября 2012, 14:48

Отличный план, ничего не скажешь, где-то деревни утопают в грязи и бездорожье, а где-то строят новые скоростные трассы с нанотехнологиями и какими-то модными техническими нововведениями. Разумеется, ремонтировать дорогу в деревне, где доживают век три старухи, просто не выгодно, а вот отгрохать новый шелковый путь - это завсегда пожалуйста. Как была Россия страной больших строек и больших маразмов, так она ей и осталась. Ничего из века в век не меняется.

Сергей Антонов 8 ноября 2012, 16:29

Ну что тут сказать, новый шаг к цивилизации, вот и у нас появятся нормальные дороги, такие, какими они, вообще-то, и должны быть. Наконец-то.

Александр Кулиш 9 ноября 2012, 13:16

В России две беды, единая россия и дороги. А почему единая россия- да потому что за нее голосуют одни дураки. Да и еще хочется невольно задаться вопросом, сколь ко же денег своруют с этого проекта!

Отмечено
редакцией

Эдуард Сарматов 11 ноября 2012, 15:52, Изменено: 12 ноября 2012, 10:37

А почему Шелковый Путь такой короткий? Пока сомалийские пираты активно действуют, нам надо "дернуть" дорогу от западной границы до Китая и я думаю Европа не оставит этот путь без работы! Делать так всё, а не несчастный кусочек внутри страны.

Добавить комментарий

Новое на сайте