Репортаж для конкурса. «Дворником надо быть...»

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислал
Кирилл Комаров
Прислала
Елена

Полную версию текста и фото можно посмотреть здесь:

http://troubadur.livejournal.c…

Как часто, путешествуя по разным странам, рассматривая достопримечательности, любуясь местной архитектурой, задаю я себе вопрос: а что можно показать гостям нашего города, чтобы они тоже восхищенно замерли перед очередным зданием, в котором 100 и даже 200 лет назад жили такие же как и мы москвичи, только намного спокойнее и размереннее, без нашей суеты и спешки?

К счастью, остались еще островки тех лет в Москве.

Стоят они себе тихонько — не «плечом к плечу», как, например, в европейских городах — а среди современных новомодных (и не очень) своих собратьев из бетона и стекла. А мы бежим, ничего вокруг не замечая, по своим делам, но вдруг приковывает наш взгляд парадное крыльцо, мозаика или лепнина на фасаде. И уже забываешь про все на свете, и стоишь с открытым ртом: вот ведь и у нас есть такая красота!

И часто мы видим на них памятный знак: «Здесь жил и работал» художник, писатель, артист…

Вот и дом номер 25 на Новинском бульваре говорит нам о том, что здесь жил и работал великий русский артист Федор Иванович Шаляпин. Не певец, а именно артист – во всей полноте этого слова. Опираясь на лучшие традиции национальной вокальной школы, Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства — драматическое и музыкальное, — подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковном хоре, пытался научиться играть на скрипке, но не имел возможности систематически учиться. Мальчика рано отдали учиться ремеслу у сапожника, но в 1883 году он в первый раз попал в театр. Это и решило судьбу Федора Ивановича – он всерьез увлекся театром. Правда, отец Шаляпина не одобрял актерские увлечения сына. Он говорил ему: «В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба…» Но молодой Шаляпин сам сделал свой выбор — он предпочел стать артистом.

Дом на Новинском — одна из немногих сохранившихся городских усадеб 18-го века — последний московский адрес Шаляпина. Здесь бывали многие его друзья: Л.Андреев, А.Головин, К.Коровин, М.Москвин, И.Бунин, С.Рахманинов.

В 1918 году дом был национализирован. С годами менялись жильцы, дом ветшал и, наконец, пришел в аварийное состояние. В 1978 году начались реставрационные работы. И только 23 сентября 1988 года состоялось открытие Дома-музея Ф.И.Шаляпина. Теперь сюда может прийти каждый, кому дорого имя великого певца. В музее можно не только пройти по комнатам особняка, но и посетить конкурсы, концерты, творческие вечера артистов.

Конечно, этот дом не единственный свидетель музыкальной жизни Москвы на рубеже XIX-XX. Но их не так уж много и тем более ценно для нас это наследие. Знаменитая Романовка, дом Танеева, дом Скрябина, особняк Кусевицкой — их стены помнят замечательных людей, приумноживших славу отечественного искусства.

Автор

Елена

Над статьей работал

Кирилл Комаров

Новое на сайте