Мордовское ретро. Улицы Саранска заполонили старые запорожцы

54
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Игорь Телин

Саранские любители старых машин переключились на советские малолитражки. Детали знаменитых запорожцев сваривают из ржавых запчастей и после изысканного тюнинга колесят по дорогам Мордовии на сияющих ретромобилях. 

Саранск переживает очередную волну интереса к старым автомобилям. И если раньше этот интерес проявляли в основном те автомобилисты, для которых «москвичи» и «победы» были памятны по годам юности и детства, то теперь к числу почитателей продукции отечественного автопрома минувших лет подключилась и молодежь. Объект их интереса — малолитражка ЗАЗ-965, более известная в прежние годы как «горбатый запорожец».

Едва ли не в каждом гаражном кооперативе столицы Мордовии можно встретить молодых людей, вымазанных машинным маслом и старательно копошащихся возле остова старого автомобиля. В свободное время, а летом его более чем достаточно, они собираются вместе, для того чтобы общими силами поставить на колесо то, что уже отъездило свое по дорогам Мордовии задолго до их рождения.

— Здесь, возможно, имеет место мода и прикольность, как они, юные, говорят. Прикол, например, возможно, может состоять в том, что стоит такая машина копейки, гораздо дешевле современного велосипеда, но она настоящая: четыре колеса, крыша, и можно самим поковыряться и навороты сделать. В психологии это называется «практическая направленность»: модели, поделки, изготовление руками. А ребят у нас, водителей, слесарей — учащихся колледжей и вузов, хватает. Так что здесь, по-моему, больше творчество и креатив плюс мода. То есть сделать своими руками — это да.

Найти, купить видавшее виды авто, своими руками перебрать все его детали, заменить безнадежно прогнившие или отработавшие свой ресурс на новые — на это не жалеют ни своего времени, ни денег.

Не знаю, что в итоге получится, но уверен, что этот вот запорожец мы реанимируем, будет он ездить. Даже представляю себе, каким будет наш первый выезд. А пока что разобрали его полностью, чтобы понять, какие запчасти нужны. Удивительно: машине 50 лет, последние годы она стояла на пустыре под открытым небом, но не могу сказать, что к ней применимо название «гнилая развалюха». Современные машины гниют куда как быстрее.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: Игорь Телин

Свой ЗАЗ-965 я нашел в деревне — поехали с другом навестить его бабушку, около одного из домов я и заприметил машину, всю заросшую бурьяном. По словам бабушки, лет двадцать машина тут стояла, после того как ее хозяин умер. Родственники его документы сохранили, договорился с ними о покупке, можно сказать, за символическую цену, дороже ее транспортировка в Саранск обошлась. Многое уже, конечно, проржавело, требует замены, но руки не опускаются, все ремонтируемо. Работаем бригадой, друзья помогают. У нас в гаражном кооперативе есть мастер, машины частным образом ремонтирует, много нам помогает, пусть только советами, но все они дельные, что называется, в тему. До конца года машину, конечно, не восстановим, но на следующий год уже точно ездить будем на «горбатом».

Ездить по городу в старом запорожце теперь стало модно и даже престижно. Хотя лет тридцать назад всё было с точностью до наоборот: появиться на таком авто на городских улицах было попросту стыдно.

Саранск хоть и столичный город, но отличается от других областных центров своей компактностью, автомобилисту хватит — при отсутствии пробок — всего пары десятков минут, для того чтобы пересечь его. По городу не проходят широкие магистрали, и движение по нему не скоростное. Так что необычный для современного взгляда автомобиль никак не останется незамеченным, пусть даже он совсем крохотный, такой как ЗАЗ-965.

Прохожие на улицах Саранска, увидев проезжающее мимо «горбатое чудо», удивленно протирают глаза, переговариваясь между собой: «Не думал, что они еще у нас сохранились».

Справка SmartNews.

ЗАЗ-965 — советский малолитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.

ЗАЗ-965А — модификация с двигателем мощностью 27 л.с., выпускавшаяся с ноября 1962 по 1969 год. Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 тыс. дореформенных рублей (1,8 тыс. рублей после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 тыс. бутылок водки (по 1,80 рубля). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране. ЗАЗ-965 получил прозвище «горбатый» за свою форму кузова.

У меня с горбатым запорожцем все детство прошло. Фактически в нашей семье машины не было, но был автомобиль у брата матери, а так как семьи наши очень дружили, то только на нем и ездили, все вместе. И что-то привезти-увезти, и на дачу, и на рыбалку. Пять человек помещалось, сейчас в это трудно поверить: четверо взрослых и я, мальчишка. Дорог таких, как сейчас, за пределами города не было, так что как застрянем — все просто выходили и на руках оттаскивали машину на чистое место.

С конца 90-х годов прошлого века эти старые автомобили, выпущенные отечественным автопромом, почти совсем пропали с улиц Саранска.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: Игорь Телин

Лет двенадцать не видел горбатых запорожцев в Саранске, рад, что снова эти машинки появились на улицах. Я увлекаюсь фотографией многие годы, в своем архиве нашел фото последнего саранского ЗАЗ-965. Увы, сделал фото в 2000 году при печальных для этой машины обстоятельствах. Помню, специально интересовался потом у знакомого сотрудника Госавтоинспекции, он мне и сказал, что это был последний «горбатый» на ходу, хозяин его восстанавливать не стал.

Мы общаемся с коллегами, кто интересуется запорожцами, сейчас всего несколько машин на ходу, ну и до конца года, насколько я знаю, уже пара десятков «горбатых» сможет выехать на дороги.

Оказалось что главная трудность заключается не в том, чтобы отреставрировать старый автомобиль, а в том, чтобы легализовать его: не все прежние хозяева за давностью лет сохранили документы, даже не предполагая, что проржавевшая малолитражка сможет заинтересовать кого-то в будущем.

Делюсь своей радостью: только что купил ЗАЗ-965 1966 года выпуска. Самое удивительное — машина в хорошем состоянии. Конечно, есть следы коррозии, надо двигатель перебирать, но затрат — минимум. Предыдущий хозяин кучу запчастей в придачу отдал. Всего-то работы на два месяца максимум, как раз на время каникул. Так что по осени на занятия в институт буду ездить на эпатажной машине.

Эксперты отмечают, что сегодня купленный за копейки запорожец стоит на рынке вторичного автопарка не так уж мало.

— Такие машины покупают за копейки. Вкладывают в них не столько деньги, сколько силы, а продать это можно примерно тысяч за 100 рублей. Причем, учитывая моду, которая только растет, в ближайшем будущем эта цена будет увеличиваться.

Что касается работников ГИБДД, то они уверяют — ни одного ДТП с участием запорожцев не было.

Такими машинами очень дорожат владельцы. Едва ли не больше, чем спортивными болидами. Поэтому ездят на них очень осторожно. Ни одного ДТП пока не было с их участием.

Видео

Видео: zenkevichru2 на YouTube

Тест-драйв ЗАЗ-965

Прислал
Ринат Мяльдзин

А я вот фотографии хочу показать.

Какой «горбатый» был куплен зимой и каким он стал сейчас (работы продолжаются)..

Прислал
Кирилл Каганцев

Хорошо, что это стимулирует молодежь делть хоть что-то своими руками, а то в последнее время обесценивается людской труд. И всегда приятнее пожинать собственные плоды.

Автор

Игорь Телин

Над статьей работали

Елена Хотулева, Ринат Мяльдзин, Кирилл Каганцев, Елена Горбачева

10 000 просмотров

29 июля 2013
10 000 просмотров

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Анатолий Губарев 30 июня 2013, 16:56

Полезное дело! И интересное!
Стоит добавить, что у "горбатого" было два прототипа.
Тогдашний министр автопрома Н. Строкин считал, что лучшим прототипом для нашей малолитражки может быть итальянский Fiat 600. Работы над новым проектом начались осенью 1956 г., через год был построен первый опытный образец, очень похожий на Fiat. Естественно, в конструкцию были внесены доработки - с учётом наших дорог. Делали его на московском заводе МЗМА (будущий АЗЛК), поэтому поначалу его называли "Москвич-444". Но в Москве налаживали производство нового "Москвича-402" и было решено перепрофилировать Запорожский комбайновый комбинат "Коммунар" для производства советских микролитражек. Одновременно был сделан новый двигатель, взамен первоначально предполагавшегося мотоциклетного.
Больше всего тюнингуют "горбатых" украинцы, они из них делают и кабриолеты, и "длинномеры". В Твери встречал кабриолет, сделанный из ЗАЗ-965, но оказалось, хозяин поставил на него вазовский движок, а это уже совсем не 965-й.
В Чугуеве бегает электромобиль, сделанный на базе ЗАЗ-965 - http://www.youtube.com/watch?v...
А в Москве лет восемь назад встретил вот такого по имени "Багира": http://inetauto.ru/2009/07/18/.... К сожалению, ни фотоаппарата, ни видеорегистратора тогда не было. И в интернете видео, увы, не нашёл, хотя знаю, было.

Кстати: Украинские подростки в 2006 году установили мировой рекорд по вместимости "горбатого" - во Львове во время выставки антикварных автомобилей в ЗАЗ-965 сумело поместиться сразу 24 человека, общая масса людей, установивших рекорд, составила 895 кг.

Роман Кравчук 30 июня 2013, 18:02

Креатив, творчество, модное течение - отлично. такое не может быть плохим. К тому же действительно вспоминается молодость, на таких раньше не "по приколу" ездили.

Игнат Южаков 30 июня 2013, 18:17

Ни одного ДТП, еще бы. Я бы берег машину сделанную собственными руками больше, чем любую готовую купленную

Отмечено
редакцией

Кирилл Каганцев 30 июня 2013, 18:21, Изменено: 3 июля 2013, 10:06

Хорошо, что это стимулирует молодежь делть хоть что-то своими руками, а то в последнее время обесценивается людской труд. И всегда приятнее пожинать собственные плоды.

Отмечено
редакцией

Ринат Мяльдзин 3 июля 2013, 08:11, Изменено: 3 июля 2013, 10:06

А я вот фотографии хочу показать.
Какой "горбатый" был куплен зимой и каким он стал сейчас (работы продолжаются)..

Добавить комментарий

Новое на сайте