Замутили. SmartNews узнал, как в Чечне делают левый бензин

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Саид Царнаев/РИА Новости

Чеченские автомобилисты все реже стали покупать бензин на местных автозаправках. Даже несмотря на большой экономический рывок, в республике пока не могут навести порядок на топливном рынке. Знающие автомобилисты предпочитают ездить за топливом в соседние республики, в Ставропольский и Краснодарский края, запасаясь им впрок. В самой же республике, которая на протяжении почти ста лет славится нефтью элитной категории, качество бензина продолжает падать.

В Чечне не производят свой бензин. После двух чеченских кампаний в республике не осталось ни одного нефтеперерабатывающего завода, способного легально производить качественное топливо. Сегодня в республику бензин поставляется из других регионов страны. И вряд ли дорога до потребителя сказывается на качестве топлива. Некоторые автовладельцы утверждают, что уже здесь, на месте, бензину поднимают октановое число, добавляя сверх меры этил, что в итоге и вызывает преждевременный износ двигателей. В свою очередь, слабый контроль со стороны соответствующих организаций дает возможность владельцам автозаправок получать сверхприбыли, накручивая цены и недоливая бензин при заправке.

В 80-е годы XX века объемы нефтедобычи в Чечне мало чем отличались от дореволюционных: здесь ежегодно извлекали из земли более 4 млн тонн черного золота. Впрочем, значение чеченской нефти измерялось вовсе не ее количественными показателями: она была чуть ли не самой высококачественной в СССР, благодаря чему именно из нее производилось до 90% авиационных масел. Впрочем, если добыча нефти в Чечне в советские десятилетия почти не росла, то ее переработка получила бурное развитие: в 80-е годы в Грозном производили 15–16 млн тонн нефтепродуктов в год. Объединение «Грознефтеоргсинтез», включавшее три перерабатывающих завода, было одним из крупнейших в СССР. Нефть и газ в Грозный доставляли по трубопроводам из Западной Сибири.

В середине 90-х годов людям открылась тайна подземных бассейнов под Грозным. За несколько лет из-под города были выкачаны десятки миллионов тонн бензина. Ужасное качество добываемого топлива стало визитной карточкой военного времени. Целые семьи промышляли его незаконной добычей и самодельным крекингом. В то время казалось, что почти все чеченцы в одночасье стали нефтяниками. Конечный продукт продавался прямо на дорогах в литровых стеклянных банках. Бензин обладал таким низким октановым числом, что даже командированные военные называли его убийцей автомобилей.

Прислала
Нелли Шестопалова

Торговцы суррогатным бензином, 1998 год. Фото: Николай Малышев/ИТАР-ТАСС

В Чечне автомобили выходили из строя не только из-за боевых повреждений, но и из-за физического износа двигателей. Почти полное отсутствие нормальных дорог и самопальный бензин местного производства убивали машины не хуже фугаса.

В то время самыми популярными машинами были «Волги». Двигатель был неприхотлив и сжирал любой бензин. Чтобы повысить его надежность, приходилось ставить две-три прокладки между блоком и головкой, чтобы уменьшить нагрузку на поршневую систему. От надежности машины и качества бензина зависела порой жизнь.

— Бензин в освобожденных районах Чечни можно было купить на каждом перекрестке, но только не на бензоколонках. Цена — 50 рублей за десятилитровую бутыль. О его плачевном качестве известно всем. Но после оружия, все еще остающегося на руках у населения, бензин является второй по значению конвертируемой валютой.

С того лихого времени прошло уже достаточно лет, но качество топлива в Чечне не улучшилось. Найти в Грозном заправку с хорошим бензином — большая удача. И поэтому, когда кто-то из автовладельцев обнаруживает такую, в местной блогосфере сразу начинается обсуждение. Местные блогеры и автолюбители отслеживают ситуацию на заправках. О том, где наливают некачественное топливо, где завышают цены и недоливают бензин, люди сразу стараются друг друга предупредить.

По бакинке около перекрестка Ачхой-Мартан и Самашки есть заправка, там очень плохой бензин, на 95 пальцы стучали даже когда трогаешься с места…

Плохое качество бензина на заправке грознефтегаз по старопромысловскому шоссе на перекрестке с улицей Калашникова. 95-й хуже 93. После него стучат пальцы.

То, что не доливают, это еще полбеды. Вдобавок льют такой фуфель, который не столько сжигается, сколько испаряется, могут взять денег за 20 литров и залить 20, но расход при этом увеличивается на 50 %. Я живу недалеко от границы республики, не заправляюсь у местных никогда, лучше у «Керист» куплю то, что мне надо и столько за сколько заплачу. Был такой случай: лью бензин в 20 литровую канистру стоя за машиной на Роснефти нашей. Заплатил за 20, налили около 15 литров, кричу прямо из-за колонки, что за дела, почему не доливаешь? Тот высунувшись из окна нахально заявляет, типа почему я ему не сказал, что в канистру лью. Вот так. Такой же случай был в Кабарде, там я поднял скандал с вызовом Роспотребнадзора и ОБЭП. Разошлись миром, недолитое мне вернули. На душе остался приятный осадок.

В начале прошлого столетия Чечня, как и Азербайджан, стала нефтяным центром страны. На грозненских нефтяных промыслах, которые были отданы на разработку британским промышленникам, в то время нефть была буквально на земле, ее можно было просто черпать ведрами. С годами процесс нефтедобычи усложнялся, сырье приходилось добывать уже из-под земли. Но главное оставалось неизменным — чеченская нефть все так же славилась своим отменным качеством. Еще в советские времена более 90% авиационного керосина производилось из нефти, переработанной на грозненских заводах. Сейчас же ситуация перевернулась с ног на голову. Октановое число чеченского бензина — одно из самых низких в стране.

Практика последних лет породила в Чечне такой вид нелегального бизнеса: некоторые молодые люди заводят знакомства в воинских частях, где закупают 76-й бензин и продают его в два раза дороже. В таком случае стоимость его ниже и качество выше, чем на обычной заправке.

Сейчас правоохранительные органы регулярно уничтожают в Чечне подпольные производства топлива. По данным МВД, за 10 месяцев 2008 года ликвидированы 183 незаконные врезки в магистральные нефтепроводы и 3182 мини-завода по нелегальной переработке. А за первое полугодие 2009 года уничтожено 926 мини-заводов.

Видео

Автор

Ксения Гагай

Над статьей работала

Нелли Шестопалова

Новое на сайте