За одним столом. Иудеи Дагестана празднуют Песах вместе с мусульманами

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Виталий Белоусов/ИТАР-ТАСС

Иудеи всего мира начали праздновать Песах. Один из главных иудейских праздников ежегодно отмечают и горские евреи, проживающие в Дагестане. В этот день с поздравлениями в гости к иудеям часто приходят и многие местные мусульмане.

По традиции в этот день в синагогах проходят праздничные молитвы, вечером (с заходом солнца) зажигаются свечи, и каждая еврейская семья обязательно должна собраться за праздничным ужином. На вечернюю молитву в махачкалинскую синагогу в понедельник собрались около 40 мужчин-иудеев. Их жены остались дома готовить традиционные для Песаха блюда и накрывать на стол. Свое начало этот праздник получил из Святого Пятикнижия. Согласно Моисеевым законам, накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог «прошел мимо» (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.

К Песаху мы готовимся в течение целого месяца, начиная с месяца Нисан. В доме должно быть уютно, а стол должен быть красиво застелен. На столе должно быть зроа — это печеный кусочек мяса с костью внутри (некоторые делают это из куриного крылышка) в память о жертвоприношении. Мы помним о том, что у нас был храм, и надеемся, что он будет отстроен заново.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Ева Майсурадзе/SmartNews

В Израиле Песах празднуют 7 дней, за пределами государства — 8 дней. Еврейские диаспоры по всему миру, празднуя Песах, накрывают четыре сейдера — праздничного ужина: сначала в первые два дня праздника, потом — в последние два дня. В эти дни принято ходить в гости к родственникам и соседям с поздравлениями.

Каждый год в гости к евреям, проживающим в Дагестане, приходят их соседи, друзья, родственники — мусульмане. Каждый из них непременно пробует свежую мацу.

На сегодняшний праздничный ужин я позвал двух своих друзей. Они мусульмане. Вместе отпразднуем начало Песаха — я, жена, сын и друзья. А почему нет? Мы же тоже к ним на праздники ходим.

Конечно, мои подруги приходят меня поздравить, соседи. Мы же тоже к ним ходим на Ураза-байрам и другие исламские праздники. А если я не прихожу, они на меня обижаются. Еще они обижаются, если им маца не достается.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: ZUMAPRESS.com/Global Look Press

В этот день, согласно религиозным предписаниям, иудеям запрещено употреблять в пищу пшеничный хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Традиционно на столе должно быть красное вино, жареная рыба, вареные яйца, зроа, марор (горькая трава, которую едят, макая в соленую воду), карпас (садовые овощи: вареный картофель, морковь, редис, петрушка и др.), маца.

Маца на каждый Песах должна быть свежая, ни в коем случае нельзя ставить на стол прошлогоднюю. Раньше мы заказывали мацу в Дербенте, женщины пекли ее в специальных печах. Сейчас мы получаем мацу из московской синагоги. Каждый год они принимают заявки от всех еврейских организаций России и в начале года (обычно, в феврале) присылают нам. Но заявки нужно успеть подать до определенного срока, позже — уже нельзя. Потом идет работа, они пекут мацу и в течение месяца рассылают ее нам. После этого цех закрывается на год.

Справка SmartNews

Самоназвание горских евреев — джуур (в переводе с фарси — «иудей»). Как сообщает электронная еврейская энциклопедия, судя по языковым и косвенным историческим данным, можно предположить, что на Кавказе еврейская община образовалась вследствие постоянной иммиграции евреев из Северного Ирана.

Одна из самых больших общин горских евреев проживает в Израиле (до 100–120 тыс. человек), остальная часть живет в России, США, Канаде, Германии, Австрии, Австралии, Испании, Казахстане, Азербайджане и других регионах мира. На Северном Кавказе большее число горских евреев проживают в Дагестане, а именно: в Дербенте, в Махачкале, в Буйнакске. По официальным данным переписи 2010 года, в республике проживает около 2 тыс. евреев.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Ева Майсурадзе/SmartNews

В 30-х годах прошлого века началось внедрение идеи о татском происхождении горских евреев. Это заблуждение возникло вследствие исследования этнографа Ильи Анисимова, который изучал горских евреев. В своей работе 1888 года «Кавказские евреи-горцы», ученый указал на близость языков горских евреев и татов. Подводя итоги в своей работе, Анисимов пришел к выводу, что горские евреи — это представители «иранского племени татов», которые еще в Иране приняли иудаизм и потом переселились в Закавказье. Согласно переписи, в Дагестане проживает 456 татов.

Раньше многие не хотели говорить, что они евреи. А сейчас, наоборот, многие хотят, чтобы мы им написали, что они евреи — евреям ведь легче уехать за границу. Приходят к нам в синагогу, а у них уже фамилии не еврейские: у кого русские, у кого — других национальностей. Но если у ребенка мама или бабушка еврейки, значит, он еврей. У нас ведь национальность по материнской линии передается.

Я тоже переписал свою национальность на тат. Это еще в Советское время было. Даже взятку давал, чтобы меня татом записали. Тогда времена такие были. Но сейчас я всем говорю, что я горский еврей, хотя в паспортах уже не пишут национальность.

Горские евреи говорят на джухуре — диалект татского языка, который принадлежит к западной ветви иранской группы языков. Таты говорят на татском языке, который принадлежит к юго-западной подгруппе иранских языков. По религии таты — шииты, хотя среди татов есть небольшой процент суннитов. Горские евреи исповедуют иудаизм. Молитвы в синагоге проходят на иврите.

Видео

Молитва в синагоге Махачкалы

Хаззана (ведущего общественной молитвы в синагоге) зовут Алисултан. По его словам, очень часто во время знакомств люди интересуются, как получилось, что у еврея-иудея мусульманское имя.

У нашей семьи был кунак, который жил в нашем доме. Он болел, и у него не было детей. Поэтому он попросил моего отца дать мне свое имя. Многие в это не верят, но всё так и было. Это еще раз говорит о том, что у нас в Дагестане не различали религию.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Ева Майсурадзе/SmartNews

В начале прошлого века в Махачкале было около пяти синагог. Но в Советское время, во время борьбы с религией, государство отобрало все эти здания. В 1970-х годах махачкалинская еврейская община начала сбор средств на строительство новой синагоги. На эти деньги в центре города купили небольшой участок с домом, который обустроили под синагогу. Но во время землетрясения 1975 года старый дом дал трещины, и здание находилось в аварийном состоянии. Прихожане и верующие своими силами поддерживали ветхое здание.

В настоящее время в Дагестане три действующие синагоги — в Махачкале, Дербенте и Буйнакске. Есть также еврейские религиозные общины в Хасавюрте и Кизляре.

Здесь в Дагестане многие люди оставались религиозными, даже когда это было запрещено. Например, во времена борьбы советской власти с религией и евреи, и мусульмане праздновали свои праздники. И даже несмотря на то, что мой отец был коммунистов, я помню с детства, как мы накрывали столы на еврейские религиозные праздники.

Согласно преданию, сейдер начинается вечером. По возвращению из синагоги все члены семьи с заходом солнца зажигают свечи и садятся за стол. За столом обязательно должен прозвучать рассказ об освобождении из рабства евреев и их выходе из Египта. Считается, что больше воздастся тому, кто больше расскажет о тех событиях.

Автор

Ева Майсурадзе

Над статьей работали

Ксения Гагай, Нелли Шестопалова

Новое на сайте