Зрите в корень. В социальной рекламе нашли пропаганду кровной мести

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Стоп-кадр из видео

В блогосфере разгорелся скандал из-за социального ролика дагестанского режиссера, который, по мнению многих комментаторов, пропагандирует вражду и кровную месть. Тем не менее анимационный ролик «В тюрьме он был бы жив», забракованный в конкурсе социальной рекламы против коррупции в судах, набрал за неделю более 270 тыс. просмотров в YouTube.

Большой интерес у интернет-пользователей вызвал социальный ролик дагестанского режиссера Юрия Атаева «В тюрьме он был бы жив». Несмотря на то что это не единственная работа режиссера, именно этот антикоррупционный ролик вызвал такой резонанс в Сети. С легкой руки блогеров и журналистов теперь ролик Атаева обсуждают как агрессивный призыв к кровной мести.

Видео

Ролик «В тюрьме он был бы жив», режиссер Юрий Атаев

Если ты допустил оплошность, твой сын мерзавец, ты не смог его воспитать нормально, не поощряй, не оплачивай какие-то его глупости. Когда я создавал этот ролик, я долго думал, как его закончить. Мог сделать, что молодого человека сбивает машина, но это смотрелось бы как банальность, стечение обстоятельств: вышел — и обязательно его машина сбила. Или на него рояль упал, или он в люк провалился. Но эти нюансы были бы с элементом юмора.

В 28-секундном ролике показывается, как продажный судья оправдывает и освобождает преступника, которого тут же на улице убивает женщина — очевидно, из мести за потерпевшего. Голос за кадром произносит: «В тюрьме он был бы жив! Поощряя коррупцию, мы рискуем». Ролик 9 мая был выложен на площадке YouTube, где, по данным на момент публикации этого текста, его просмотрели 277 700 человек.

Ролик участвовал в конкурсе социальной рекламы против коррупции в судах, организованном комитетом по печати Дагестана. Но спустя какое-то время от участия в конкурсе ролик был отстранен.

Поражает социальная деформация сознания тех, кто (и для кого) снимался этот ролик… Суть ролика вижу так: не давайте взятки судье, иначе будете убиты теми, перед кем действительно виновны.

Как я понимаю, этот ролик говорит о том что, если этот коррупционный беспредел не закончиться или эффективно не будут с этим злом бороться в основном в судебной системе, то придется гражданам отстреливать таких преступников у выхода из зала суда. Нормальный ролик.

Ну, это началось еще с «Ворошиловского стрелка» и других подобных фильмов. Коррумпированная экономика живет на взятках и откатах, а коррумпированная правовая система — на кровной мести и внесудебных расправах. В Зазеркалье — все зазеркально.

Сам режиссер говорит, что цель ролика очевидна — отвратить дагестанцев от взяток во всех сферах: в судебной сфере, в образовании, в медицине. И в данном случае она оправдывает средства.

Я сделал четыре антикоррупционных ролика, но не занимался их бешеной раскруткой. Ролик про суд сделал около двух лет назад. Когда я его впервые запустил, он имел свой резонанс, но небольшой. Но, видимо, его только сейчас увидели те блогеры, у которых большая читательская и зрительская аудитория.

Несмотря на скандальную славу видеоролика Атаева, эксперты не видят оснований для обвинений автора в пропаганде насилия. Но транслировать ролик «В тюрьме он был бы жив» по ТВ в качестве социальной рекламы не стоит, считают эксперты.

— С юридической точки зрения в ролике нет пропаганды кровной мести. Конечно, там можно спорить и пытаться что-то к нему притянуть. Но здесь есть псевдоконстатация справедливого суда. Я бы сказал, что это скорее неэтичный ролик. Автор показывает: вот ты заплатил, вышел, но это еще не значит, что ты полностью расплатился. Нельзя осуждать какое-то аморальное поведение путем другого аморального поведения. Хотя ролик меня порадовал своим качеством. Это анимация, хорошо наложен звук, видно, что авторы долго работали, возможно, даже советовались с профессиональными аниматорами. По телевидению такую рекламу крутить, конечно, не стоит. Она неэтичная.

— С моей точки зрения, к экстремизму он отношения не имеет, но и удачным его назвать нельзя. Мне кажется, социальная реклама должна быть рассчитана на любую аудиторию, в том числе и на детей, а данный ролик явно не для них. Что касается пропаганды насилия и рекламы мести, таковым для отдельно взятого человека, конечно, может стать любой материал (к примеру, любая книга или кино о войне), в котором фигурирует насилие или месть, и это не повод такой материал запрещать. Не думаю, что авторы этого ролика имели в виду рекламировать уличный самосуд, хотя здесь нужно учитывать контекст, то есть специфику ситуации на Кавказе. Вполне возможно, они действительно хотели напугать коррупционеров. И все же в данном жанре не должно быть разночтений.

Режиссер, продюсер, рекламный менеджер Юрий Атаев — один из немногих режиссеров, который снимает социальную рекламу в Дагестане. В основе его идей для соцроликов — наболевшая для республики тема: коррупция. Суды, университеты, чиновники — вот главные герои таких роликов.

Толковый ролик. Отлично описывает ситуацию в Дагестане. Распространение этого ролика уже какой то прогресс в борьбе с коррупцией. Обычно так все и начинается. Если благодаря этому ролику хоть один человек решит никого не «отмазывать» это уже успех.

Есть такая картина, где с судьи снимают кожу за неправедное решение. Вот такие портреты и эти же меры может выправят ситуацию.

Ролик «В тюрьме он был бы жив», а также еще три постановочных видео — против коррупции в медицине, образовании и на госслужбе — два года назад показывали в эфире дагестанских телеканалов. Как заявил Атаев, он выиграл конкурс комитета по печати и информации Дагестана в 2011 году и снял эти четыре ролика. Тогда же он выложил их и в YouTube, но они не привлекли особого внимания, набрав около 400 просмотров.

Видео

Ролик «Диплом», автор Юрий Атаев

Кстати, ажиотаж вокруг последнего анимационного ролика вдохновил режиссера.

«Реклама — хорошая или плохая — должна работать», — говорит Юрий Атаев. На будущей неделе режиссер со своей командой возьмутся за создание нового социального ролика.

Автор

Ева Майсурадзе

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Ксения Гагай

Новое на сайте