Без чувств. В Петербурге художники и инвалиды поставили необычный эксперимент

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: vk.com/выставка «БЕЗ ЧУВСТВ» — Верь сердцу

В Северной столице открылся необычный проект. Известные художники совместно с людьми с ограниченными возможностями создали арт-объекты, каждый из которых задействует какое-то одно чувство: слух, зрение, осязание, обоняние или вкус. Таким образом авторы попытались заставить окружающих задуматься, как быть, если что-то оказалось «выключено».

В пространстве «Ткачи» организовали выставку-эксперимент «Без чувств». Посетители попадают по очереди в пять пространств, где представлены инсталляции, направленные на то, чтобы максимально задействовать какое-либо из чувств. Над каждым проектом работала команда, в которую входил художник и люди с ограниченными возможностями — нарушениями слуха, зрения, проблемами, связанными с опорно-двигательным аппаратом. Для того чтобы полностью погрузиться в мир чувств или их отсутствия, некоторые объекты можно не только разглядывать, но и трогать руками. По словам самих участников, «Без чувств» стал серьезным опытом для каждого из них. Одни попытались ощутить себя совершенно по-другому, когда в пространстве есть какие-то ограничения. Другие доказали, что они способны творить и ничем от других людей не отличаются.

В Петербурге сегодня проживает около 730 тыс. инвалидов, а это более 14%. Между тем культурно-выставочные пространства и мероприятия города недостаточно адаптированы. Большинство мероприятий носят локальный характер, не выходящий за рамки сообщества, что, безусловно, сказывается на социализации молодежи с ограниченными возможностями. Выставкой «Без чувств» мы создаем прецедент новых стандартов.

Фото: Ольга Першина/SmartNews

Так, над инсталляцией «Лимбическая визуальность» совместно работали художник Илья Гапонов и Полина Фомина. В их задачу входило продемонстрировать обоняние. Полина в раннем детстве потеряла слух, однако это вовсе не помешало ей почувствовать себя настоящим художником. Сейчас она учится в академии имени Штиглица на факультете монументально-декоративного искусства. Несмотря на то что Илья не владеет языком жестов, два художника очень быстро установили контакт и теперь могут понимать друг друга без слов.

В проекте «Означение объема» Влад Кульков совместно со слабовидящими художниками Андреем Савочкиным, Александром Нехорошевым, Еленой Пашутиной, Марией Грищенковой показал, как творит человек, когда «выключается» зрение.

Интересный проект, это возможность увидеть и почувствовать так, как ты никогда не будешь видеть и чувствовать. Мне кажется, что люди с ограниченными возможностями часто могут намного больше, чем те, у кого таких проблем нет. Да, им в какой-то мере необходима помощь в бытовом плане. Им необходимо что-то преодолевать, применять в чем-то больше усилий, поэтому и многие вещи они могут понять и выразить намного глубже, чем среднестатистический человек, которому простые вещи даются без усилий.

Фото: Ольга Першина/SmartNews

Татьяна Ахметгалиева с помощью своей инсталляции «Тревога» показала осязание. В пространстве, спутанном клубками ниток, которые можно потрогать, каждый может проследить, куда приведет та или иная нить, которая становится своего рода символом реальности.

«105 децибел» — это работа молодой петербургской художницы Ирины Дрозд и Рустама Теймурбулатова. Совестно они создали видеоарт, раскрывающий тему слуха как чувства познания окружающего мира.

Художник Иван Плющ вместе с Соней Захаровой представили инсталляцию «Вкус жизни другой», предполагающую участие зрителя. Необходимо сесть на велосипед и начать крутить педали — и вдруг начинает загораться свет над газоном.

У нас есть газон, без поддержки и энергии он просто погибнет. Вы крутите педали и тем самым продлеваете жизнь газону. И это распространяется в целом на все, без дополнительной энергии невозможно продлить жизнь.

Фото: Ольга Першина/SmartNews

Вместе с Иваном над проектом работала Соня Захарова, она воспитанница Павловского дома-интерната. Для нее участие в этом стало настоящим событием. Ее задача состояла в том, чтобы заниматься газоном — вырезать его, составлять из него часть экспозиции. Она, конечно, получила массу впечатлений, потому что нужно было каждый день куда-то ехать, что-то делать.

— На Западе в системе арт-рынка ситуация более прогрессивная в отношении особых художников. Они равные участники этого бизнеса. В России ситуация в принципе обстоит иначе — преодолевая все обстоятельства, получая профессиональное художественное образование, эти люди сталкиваются с новыми препятствиями и нежеланием принимать их на равных условиях в систему. Отсюда ценность выставки «Без чувств» — это прецедент равного взаимодействия.

Фото: Ольга Першина/SmartNews

Многие из нас вообще, как мне кажется, не задумываются сегодня об ощущениях. Повседневная жизнь в большом городе многое притупляет: музыка становится просто фоном, в парке мы вообще уже ничего не слышим, запахи — это сплошные выхлопные газы. Кто помнит, как пахнет трава весной? Или какой на ощупь шерстяной свитер — надел и пошел. Для меня эта выставка как посыл: парень, стань внимательней к своим чувствам, ощущениям.

Между тем в Амурской области живет талантливый художник, с рождения лишенный обеих рук и ноги. Свои картины он рисует ногой.

Видео

Амурский инвалид-талант едет в Москву

Сюжет ГТРК «Россия»

Автор

Ольга Першина

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Наталья Гребнева

Новое на сайте