Сохранили самобытность. В России появилась этнодеревня казаков-некрасовцев

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Свист нагаек, запахи хутора, шелест длинных женских юбок, пыль от проскакавшего всадника на коне. Это не съемки фильма о казачьем быте. На Ставрополье открыли единственную в России этнодеревню казаков-некрасовцев, которые живут будто бы в XVIII веке.

Община казаков-некрасовцев 50 лет назад вернулась из Турции и до сих пор не перестает удивлять исследователей и этнографов. Их культура не имеет аналогов в мире. Этнос потомков донских некрасовцев изучали ученые и до сих пор задают вопросы: каким образом, прожив три века на чужбине, этот народ сумел не только не раствориться в чужеземной среде, но и полностью сохранить свою самобытность, культуру и даже язык допетровской эпохи.

Главный герой их былин и сказаний — бесстрашный атаман Игнат Некрасов. Свод законов общины — «Игнатовская Книга», она до сих пор хранится в войсковой церкви и называется «Заветы Игната Некрасова». Атаман написал их почти 300 лет назад, и до сих пор его последователи придерживаются этого свода: им не стоит родниться с иноверцами, каждому нужно овладеть ремеслом и работать, при этом третью часть заработка обязательно отдавать в войсковую казну. Это средства на нужды церкви и школ, на оружие и помощь нуждающимся.

250 лет за границей в Турции плюс 50 лет в Советском Союзе совершенно не сказались на устоях и мировоззрении жителей маленькой казачьей общины. Несколько семей, замкнутых в своей вере и мировоззрении, оказались сильнее многих государств — они выстояли, сохранились, не сменили название и веру, и теперь готовы делиться опытом.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Мы не секта, как многие могут подумать. Мы — совершенно открытая община, просто долгое время на чужбине пришлось жить в замкнутом пространстве, в определенных ограничениях, которые сами же себе и поставили. Когда 50 лет назад наша община переселилась из Турции обратно в Россию (тогда был Советский Союз), вот тогда, конечно, нам здорово удивлялись. Мы вернулись, как нам сказали, как будто из прошлого. Даже языковой барьер был. Нас тогда даже коверкали: «Двести лет ф Турсии прожили, а к туркам мы ни прилучилися. Мы платю свою ни смянили и язык ни поломали». Да, мы так и разговаривали! Потом, правда, немного речь подправилась — все таки в колхозе живем, взаимодействовать как-то надо. То есть по приезде сюда некоторые правила все таки стали ломаться.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Для того, чтобы понять, что за народ такой — некрасовцы, надо совершить небольшой экскурс в историю. Некрасовцы — это донские казаки, участвовавшие под предводительством атамана Игната Некра­сова в восстании (1701-1708 годов). Большинство сторонников Игната составляли беглые крестьяне-«новоприходцы» (придя на Дон, царские войска устроили за ними настоящую охоту), а также старообрядцы, бежавшие на Дон от никонианства. После поражения отряда казаки с семьями чис­ленностью 2500 человек поступили на службу Тур­ции, и в 1791 году около 3000 казаков-некрасовцев, вытесненные царской армией, мигри­ровали в Турцию.

Поселившись там, казаки создали автоном­ную замкнутую общину, управляемую кру­гом и атаманами. Общественное устрой­ство общины, быт, семья, нравственные ус­тои, образование определялись «заветами Игната Некрасова». Эта своеобразная кон­ституция впоследствии дополня­лась новыми поколениями. Но все законы независимо от времени их происхождения до сих пор называются «Заветы Игната». Царское правительство несколько раз предлагало некрасовцам вернуться в Россию. Но один из главных заветов гласил: «Царизме не покоряться, при царизме в Расею не возвращаться».

С 1912 года, с разрешения русского правительства, некрасовское казачество постепенно стало возвращаться в Россию, маленькими группами. Первых переселенцев поселили на Кавказе и Кубани. А в сентябре 1962 года из Турции в Россию отправилась на теплоходе последняя и самая многочисленная группа из 215 оставшихся там семей — всего 999 человек под руководством атамана Саничева. На теплоходе (добрый знак!) родил­ся тысячный переселенец — Семен Бабаев, который и поныне живет в селе Левокумка. А уже по приезде в селе родился и 1001 первый — Кондрат Шепелев. Тоже здравствует.

Основным за­нятием переселившихся казаков стало виноградарство. Каза­ки построили старообрядческие церкви — Успенскую и Свято-Троицкую. Живут открытой общиной. Но — не меняются!

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Что сказать? Потомки донских казаков — некрасовцы, сейчас гордость и конек нашего района. Здесь есть чему удивляться. Это консервативная группа, она сохранила патриархальный уклад и свои вековые традиции, язык, о котором помнят только в церковных приходах. Сюда к нам не раз за полвека приезжали ученые-этнографы и фольклористы, записать их песни, былины, сказания. Конечно, они не живут в глиняных мазанках сейчас, не прядут как в старину, чтоб одеваться. Но попроси любую молодуху истопить печь и приготовить карны-ярык (пирог с овощами) или плющинду (пирог с тыквой) — все сделает. По сотовому телефону сейчас даже бабушки разговаривают, а попроси ее рассказать что-нибудь на языке петровской эпохи — без запинки! Конечно, они ассимилировались со временем, приобщились к современному быту, а было время, когда старики, приехав сюда в советское время, расписывались в ведомостях крестиком — они просто не знали грамоты. Жили то общиной, в турецкую школу не ходили, грамоту турецкую не учили, зато знали наизусть сказания и былины про Игната бесстрашного казака.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

В 2012 году правительство Ставрополья решило на основе этноса некрасовцев построить туркластер в поселке Левокумка, где сейчас компактно проживает основная масса потомков некрасовцев — около 750 человек. Туристическая деревня — это две хаты, подворья, оснащение музея. Приезжая сюда, туристы сразу окунаются как будто в прошлое — в атмосферу быта донских казаков XVII–XVIII века. Здесь можно набрать колодезной воды, поучаствовать в обрядах и попробовать на вкус блюда. Самое необычное из них — рыбный студень.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Рыбу сначала сушат, запекают в печке, потом обдают кипятком и рвут ее руками на части, а потом бросают кусочки в квас. Вкусно невероятно! А в основном блюда все простые — на основе картошки, свеклы, капусты. Все рецепты для гостей готовятся только в печи, как в старину. Пока туристов водят по подворью, показывают курник (курятник), сараи, сенник, огород, хозяйка топит печь и готовит обед. Как раз к концу экскурсии все на запах подтягиваются к обеду. Со временем заведем живность — козочку, курочек. Все как в старину хозяйства были. А за водой – пожалуйте к студеному колодцу.

Силами старожилов собрали более 1000 предметов в местный музей. Правда, некрасовцы в основном отдавали то, что уже не пригодится в быту или что можно заменить. А вот старинный серебряный крестик, с которым предки еще 300 лет назад уезжали в Турцию, до сих пор у некоторых висит на шее.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Крестик нательный ношу, он достался от деда, и у сына моего крестику столько же лет, если не больше. Это у нас не отдается, только в семьях хранится.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

В конце 1990-х годов у нас в поселке создали этнографический музей и центр традиционной русской культуры. В дар музею местные жители передали кол­лекции костюмов, в том числе привезенные из Турции, предметы религиозного культа, семейные фото­графии и предметы домашнего обихода. По фотографиям можно узнать, как жители встречали некрасовцев, как казаки трудились в винсовхозе «Левокумский», как дети впервые узнали, что такое детский сад, русская школа, занятия в фольклорном коллективе. Благодаря энтузиастам-собирателям теперь можно узнать 300-летнюю историю казаков-некрасовцев, сохранивших русские традиции со времен царствования Петра I — а это и старорусский язык, и одежда петровских времен, и орфография с и грамматикой XVII века, и искусство древнерусского церковного пения, и былины, исторические обряды. С вами даже могут поговорить на том языке. Интересно, что костюмы не­красовцев резко отличаются восточной яр­костью и пестротой. Оказывается, на чужбине община старалась сохранить народные вышивку, рукоделие, традиции одеваться. Но ткани приходилось приобретать на местном рынке в Турции, и получился этакий симбиоз — очень ярко, самобытно, неповторимо. Что еще отразилось на быте некрасовцев? Они привезли с собой турецкие столики, за которыми пили чай и кофе, садились за них, поджав ноги. И когда они приехали в советское время в колхоз, то все до единого, как будто ряженые, ходили в своей одежде, готовили еду в русской печи, и что больше всего поражало односельчан — в холода одевали кожаные одежды и обувь! Тогда многие возмущались, как так? На работу — и в коже, это что за роскошь такая! Ну и конечно, удивительно, как в советское атеистическое время они как то умудрились сохранить веру, а в этом вопросе устои у них жесткие.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Правда, Семен Бабаев, тот самый казак, который родился на пароходе, сейчас сетует, что с переселением на родину самобытность их этноса теряется.

Один из заветов Игната был — не родниться с иноверами. Там, в Турции, этот завет свято чтили, никого извне к нам не впускали. А здесь родниться можно стало помимо общины — вокруг все свои. Мы же все — христиане, чего делить-то? Правда, некоторое время по возвращении в Россию еще строго соблюдали некоторые традиции. Заветы у нас суровые были — публичная порка за непочтение к родителям, и закапывание в землю по шею неверной жены. Местное население из-за этого смотрело на нас сначала как на дикарей. Но потом мы стали отходить от самых суровых заветов. Но традиции от этого не теряются. Вот не принято у нас в семьях разводиться, и нет разводов. Но что остается неизменным — это обряды. Ведь сейчас как венчают? Пяти минут и все — муж и жена. У нас и венчают, и отпевают, и службы служат как в старину — по два часа, со всеми положенными обрядами и молитвами. Так к нам даже из Москвы и Санкт-Петербурга едут венчаться, зная, что по вере, как положено, это у нас до сих пор делается.

В селе сейчас проживает и дочь последнего атамана некрасовцев, избранного еще в 1955 году, Василия Саничева. Он стал последним атаманом, избранным на турецкой земле, и приведшим последнюю и самую многочисленную группу некрасовцев на родину. У нее сейчас четверо внуков, а сама она помнит, как ехали на родину по морю.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Мы покинули Турцию маленькими девочками, но до сих пор помним и отца, и все события, связанные с возвращением. Хоть мы и жили в Турции, но каждое поколение некрасовцев с малых лет воспитывалось в любви к России и с надеждой на возвращение. Первые серьезные попытки вернуться были после 1917 года. Но в России началось расказачивание, и наоборот, именно к нам в Турцию стали прибывать казаки из Советов. По-настоящему занялся переселением наш отец, Василий Порфирьевич. Он был последним атаманом некрасовцев, избранным в 1955 году. К нему и пришли казаки всем миром. Он был одним из самых грамотных людей, учителем. Сперва отец боялся брать на себя такую ответственность. Но во сне явилась ему Богородица и обещала свою поддержку. Он несколько лет вел переговоры с правительством Советского Союза, и только к 1962 году все получилось.

Сейчас в Левокумке проживают около 200 семей некрасовцев, и здесь, на Ставрополье, они представляют самую большую группу в стране. По России и за рубежом еще сохранились этнические группы некрасовцев, но они разрозненны, и только здесь у них есть отныне своя этническая станица, куда могут приезжать туристы знакомиться с их самобытной культурой и историей.

Кстати, одним из первых посетителей этнодеревни стал и. о. губернатора Ставрополья Владимир Владимиров.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Георгий Фенев/SmartNews

Уверен, работа объекта будет с интересом встречена всеми отдыхающими в нашем регионе. Ежегодно Ставрополье посещают более миллиона туристов. Расширив ассортимент турпродукта, край сможет рассчитывать на увеличение этого потока, улучшение своего имиджа, привлечение инвестиций, в том числе, в туристскую отрасль. Это — важное направление. Особого внимания заслуживает то, что этнодеревня есть живое воплощение народных истории и культуры, которые люди должны знать.

Видео

Подворья казаков-некрасовцев открыты для туристов

Видео: ГТРК «Ставрополье» на YouTube

Автор

Кира Серебрякова

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Елена Хотулева

3 комментария к материалу.

Станислав Захаркин 4 ноября 2013, 21:38

Радует что хоть что то делается для сохранения самобытности русских групп населения.

Борис Тихонов 4 ноября 2013, 21:40

Да уж, русским группам все сложнее сохранять самобытность в этом регионе…

Сергей Антонов 4 ноября 2013, 21:55

Жаль, что терские казаки в Ингушетии и Чечне были фактически уничтожены во время советской власти и расказачивания, я уже молчу о войне в Чечне в девяностые годы. Самобытность русских групп населения Кавказа нужно защищать сильнее, и не только на Ставрополье, но и в республиках с более выраженным «национальным» колоритом.

Добавить комментарий

Новое на сайте