Ушли в пыль. Из бюджета Ямала впустую потратили около 15 млн рублей

44
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Reuters

На Ямале простаивает дорогостоящее оборудование, купленное для обеспечения безопасности местных жителей. Два гироплана обошлись региональному бюджету в 15 млн рублей. Однако использовать их в округе нельзя — непригодны для Севера.

Глава МЧС Ямала Аркадий Бессонов считает, что 15 млн рублей были напрасно потрачены из бюджета на приобретение двух гиропланов. В 2012 году Департамент ГО и пожарной безопасности Ямала приобрел дорогостоящую технику для обеспечения безопасности жителей региона. И сейчас она простаивает без дела, поскольку оказалась непригодной для эксплуатации в суровых северных условиях. Кроме того, характеристики гиропланов не соответствуют заявленным тактико-техническим данным.

Оба гироплана в 2013 году совершили только пару пробных вылетов. На данный момент один из них простаивает в Ноябрьске, другой — в Салехарде на ремонте (проблемы с навигацией оборудования). Вместо них выгоднее было купить 10 беспилотников. Ямальские спасатели с главой МЧС категорически не согласны и полагают, что гиропланы еще помогут спасти много жизней. А жители региона с интересом следят, разгорится ли очередной скандал вокруг целесообразности расходования бюджетных средств.

Аркадий Леонидович (глава МЧС Ямала. — Ред.) полагает, что эксплуатация гиропланов в условиях экстремально низких температур малоэффективна. Во-первых, чтобы обучить одного пилота, требуется потратить около 1 млн рублей из средств бюджета. Во-вторых, гиропланам необходимо топливо высокой марки, а в отдаленных поселках нет даже 95-го бензина, что уж говорить о 98-м, на который они рассчитаны. В средней полосе, возможно, и целесообразно покупать гиропланы, но на Севере — нет. Поэтому Аркадий Леонидович считает, что эти деньги следовало бы потрать на приобретение десяти беспилотников малого класса с дальностью полетов до 30 километров. Их эксплуатация обошлась бы дешевле, и не нужно было бы тратить деньги на обучение пилотов. А с задачей авиационного мониторинга пожарной безопасности лесов, для которой приобретались гиропланы, они справились бы не хуже.

Иван Скиданов, руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО

Сейчас дорогостоящие гиропланы находятся в распоряжении ГКУ «Ямалспас». Руководитель учреждения Николай Потемкин говорит о том, что они действительно пока не используются в штатном режиме. Оборудование на одном из гиропланов, который находится в Салехарде, еще до конца не отлажено. Однако он категорически не согласен, что бюджетные средства потрачены зря.

Для нас появление этих гиропланов стало шагом вперед. До этого все полеты, для которых они предназначены, наши сотрудники выполняли на парапланах. А это совершенно иной уровень опасности. Есть еще один вариант — использовать вертолет, но его эксплуатация обойдется значительно дороже, до 100 тыс. рублей в час. Поэтому гиропланы экономичнее, даже с учетом расходов на обучение пилотов.

Для адаптации гиропланов к условиям Севера, обучения пилотов, получения необходимых разрешительных документов потребовалось время. Но уже скоро временные и материальные затраты окупятся.

Говоря о том, что гиропланы приобретены в 2012 году, СМИ забывают упомянуть, что это произошло в декабре. То есть фактически с момента их покупки прошел всего год. Чтобы научиться работать с любым новым оборудованием, пройти обучение, аттестацию, регистрацию и прочие прописанные в законе процедуры, нужно время. Сейчас мы на финишной прямой. Оба гироплана уже благополучно прошли испытания. Один перегнан в Ноябрьск, оборудование на втором скоро также будет отлажено.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Reuters

Гиропланы «Ямалспас» использует не для мониторинга лесных пожаров, как полагает Аркадий Бессонов, а для проведения поисково-спасательных работ. И к предложению главы МЧС Ямала перейти на беспилотники Николай Потемкин отнесся скептически. Он полагает, что до того, как их покупать, нужно как минимум провести полевые испытания.

Мы отвечаем за проведение спасательных работ на территории в 76 тыс. квадратных километров. И беспилотник с радиусом действия в 30 километров едва ли сможет нам помочь. Конечно же, не стоит заранее отказываться от этой идеи, хотелось бы увидеть беспилотники в действии. Но до этого момента рано говорить, что они могут стать панацеей.

Гиропланы могут без дозаправки преодолеть расстояние в 400 километров. Поэтому они используются спасательными службами по всему миру. Кроме того, на них можно разместить специальное оборудование для поиска людей, видеонаблюдения и передачи видео- и аудиоинформации, что открывает дополнительные возможности и повышает эффективность поисково-спасательных работ. А значит, может помочь спасти много жизней.

— К преимуществам автожира, или, как его еще называют, гироплана, однозначно следует отнести более простое управление, чем у самолета или вертолета, и безопасность. Он отлично себя чувствует при сильном ветре, меньше реагирует на турбулентность. Не может упасть в штопор — при потере тяги он просто начинает снижаться. Да и расход топлива — почти как у джипа. Правда, и скорость фактически такая же. Для проведения фотосъемки с воздуха или поисковых работ этот аппарат очень хорошо подходит.

Однако жители Тюменской области свои выводы уже сделали. Они убеждены, что бюджетные деньги были пущены на ветер. Аргументы профессиональных спасателей им неинтересны.

Вопрос один. Кто-то все-таки ответит за такой бардак? Кто заказывал? Кто готовил аукцион? Для кого предназначался этот заказ? Явно были откаты, и каждый получил свою долю, и наплевать на то, что самолеты никому не нужны и на Севере их вообще нельзя использовать. Раньше таким же образом купили снегоплавильную машину за 24 миллиона для Салехарда. Ни одного дня она не работала, и никто за это не ответил. А сколько дорогого оборудования закуплено для больниц, которое простаивает, так как нет специалистов, которые могли бы на нем работать?

Видео

В небе над Салехардом прошли первые испытания гироплана

Видео: Север-Пресс

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Интересно, кому вообще пришла светлая мысль применять летательный аппарат с открытой кабиной на Крайнем Севере, где даже летом не так тепло, а зимой температура доходит до —60оС? Теперь эти гиропланы надо продать в другой регион и купить летательные аппараты, пригодные для работы в условиях низких температур.

Автор

Анна Грушницкая

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Рафаєль В. Макаров, Наталья Гребнева

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Леонид Парфенов 5 февраля 2014, 08:56

зря или не зря потрачены деньги покажет время... до этого делать какие-то предварительные выводы рановато...

Лев Бабин 5 февраля 2014, 09:21

Вот так вот и уплывают бюджетные деньги непонятно куда... и о чем думали высокие чины, когда принимали решение на покупку такого дорогостоящего, но бесполезного оборудования? Уж точно не о выгоде региона и его жителей.

Никита Березин 5 февраля 2014, 10:21

Глава МЧС явно неправ.. все-таки спасателям, которым и необходимо пользоваться этими гиропланами виднее нужны они или нет. А то что они простаивают сейчас - так всякая техника нуждается в отладке - хоть беспилотники, хоть гиропланы.

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 5 февраля 2014, 12:48, Изменено: 5 февраля 2014, 14:19

Интересно, кому вообще пришла светлая мысль применять летательный аппарат с открытой кабиной на Крайнем Севере, где даже летом не так тепло, а зимой температура доходит до -60оС? Теперь эти гиропланы надо продать в другой регион и купить летательные аппараты, пригодные для работы в условиях низких температур.

Добавить комментарий

Новое на сайте