Нашли героя. Улицу и библиотеку в Уфе назвали именем нацистского преступника

71
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Стали известны подробности Нюрнбергского процесса. Опубликованы документы, в которых Заки Валиди, считающийся героем, лидером башкирского национально-освободительного движения, числится нацистским преступником. Между тем, в Уфе его имя носят национальная библиотека и центральная улица города, что не может не оскорблять память советских солдат, павших за свободу Родины. Жители обратились к президенту республики с просьбой вернуть объектам прежние названия.

В официальной биографии Заки Валиди тщательно скрывается так называемый «немецкий период». На родине — в Башкортостане — из года в год спорят о том – герой же он или предатель. Власти придерживались первой версии. Горсовет столицы Башкортостана в свое время проголосовал за переименование улицы Фрунзе в улицу Заки Валиди. Затем была названа его именем и национальная библиотека. Это породило новые дискуссии и обращения ветеранов войны и труда к властям с требованием отменить решения. А недавно были впервые опубликованы документы, неоспоримо доказывающие непосредственную причастность Заки Валиди к преступлениям фашизма.

История неподвластна забвению. 26 ноября 2012 года Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов поддержала Резолюцию о недопустимости героизации нацизма, подготовленную Россией в соавторстве с 42 странами — членами ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи направлена и против шумной героизации в последние годы в Башкортостане заклятого врага Советского государства, бывшего басмача и гитлеровского прихвостня Заки Валиди.

Прислала
Наталья Гребнева

К 100-летию Валиди была переименована и названа его именем и Национальная библиотека Республики Башкортостан им. Н.К. Крупской. Это связано с тем, что ряд историков республики стали поднимать на щит идеи Заки Валиди, который во время Октябрьской революции и Гражданской войны выступал за башкирский суверенитет. Башкирские националисты стали возвеличивать его и называть не иначе как «отцом-создателем башкирского государства» и «родоначальником российского федерализма». Но «заслуги» Заки Валиди в том, что в годы Гражданской войны он воевал на стороне белых против советской власти, а затем бежал в Среднюю Азию и оказался в банде басмачей, воевал на их стороне. Зверства басмачей по отношению к мирному населению и пленным красноармейцам мало чем отличались по жестокости от зверств гестаповцев.

Между тем опубликована фотокопия списка генерала Донована профашистских арабских и исламских коллаборационистов и помощников нацистской Германии в борьбе против Советского Союза. Ахмет-Заки Валиди Тоган числится в этом списке под номером один. Материалы генерала Донована с Нюрнбергского процесса: отчеты о государственной измене, военных преступлениях и военных преступниках — были получены из Библиотеки права Корнеллского университета США.

Именем предателя назвали, а о Дашковых забыли.

В них, в частности, говорится о движении туранистов, которые ставили своей конечной целью свержение власти турецкого правительства, которое придерживалось в годы Второй мировой войны политики нейтралитета и поддерживало дипломатические отношения с обеими воюющими сторонами.

В процессе борьбы против экстремистов как правого, так и левого толка турецкое правительство в мае 1944 года арестовало туранистских лидеров, 28 из них были осуждены. Судебный процесс закончился в феврале 1945 года обвинительным приговором десяти обвиняемым. Самый суровый приговор был вынесен лидеру — профессору Ахмет-Заки Валиди Тогану, который был приговорен к 10 годам тюрьмы. Советский Союз немедленно выразил свое возмущение мягким приговором.

Видео

Ахмет-Заки Валиди — личность в башкирской истории

Видео: Bashkirica

По сообщениям СМИ известно, что Заки Валиди в 1943 году жил в самой роскошной берлинской гостинице Adion и вел работу среди военнопленных мусульман. По сведениям осведомленных советских авторов, Валиди тогда вел переговоры с генералом Власовым. В 1943 году шло формирование мусульманской дивизии, для чего в лагеря военнопленных с целью подбора личного состава направлялись эмигранты из России. В этом участвовал и Заки Валиди.

Естественно, переименование улицы, которая носила имя героя Гражданской войны Михаила Фрунзе, командующего Южной группой войск Восточного фронта, в которую входила и легендарная Чапаевская дивизия, в имя изменника и предателя Родины вызвало возмущение у всех ветеранов войны, детей войны и представителей рабочего класса Уфы. К тому же Михаил Фрунзе непосредственно участвовал в освобождении Уфы от колчаковских войск, получив при этом тяжелую контузию. А какое отношение к Уфе имеет Заки Валиди?

Прислала
Наталья Гребнева

То, что улице, по которой ворвались в город чапаевцы, правительство БАССР своим постановлением присвоило имя пролетарского полководца и большевика-ленинца, было заслуженно и закономерно. Что касается Валидова, которого возвеличивают башкирские националисты, он был ярым врагом советской власти, воевал против Советской республики в войсках атамана Дутова и адмирала Колчака, в бандах басмачей, затем перебрался в Турцию и Германию, где сотрудничал с фашистами в вербовке военнопленных из татар и башкир и других национальностей Урала и Поволжья в легион для борьбы против Красной армии. Это переименование оскорбляет и унижает память миллионов наших соотечественников, павших в боях в Гражданской и Великой Отечественной войнах за советскую власть, за свободу и независимость нашей Родины.

Жители Уфы обратились с письмом к президенту Башкортостана Рустэму Хамитову, в котором попросили отменить решение городского совета Уфы. Но пока в ответ лишь молчание.

Прислала
Лена Зимина

удивительно, что это всё только сейчас открылось. а разве раньше об этой страничке в биографии Заки Валиди никто не знал?

Прислал
Ринат Мартынов

А может и не было это странички? Ведь опорочить человека в наше время ничего не стоит, тем более мертвого.

Прислал
А. Дмитриев

чтобы не переименовывать тысячу раз улицы и всяческие учреждения и не морочить головы людей, надо изначально давать нейтральные названия. об истинном лице Валиди еще очень долго будут говорить, неоднозначная фигура

Прислал
Майк Митчел

А точно так же! Как и Степан Халтурин, как и Цюрупа (один из первых организаторов продотрядов), как и Пётр Войков — один из организаторов расстрела царской семьи… Да мало ли ещё кто ещё может похвастаться своими «подвигами» во имя революционной идеи. И очень хорошо, что нет улиц имени Хрущёва, Брежнева, не хотелось чтобы появились и имени Ельцина и Горбачёва!

Прислала
Серглин

а у нас в элисте есть улица хрущева. он удостоился этого, так как в 1956 году открыто сказал о геноциде калмыков в 1943-м году (депортации в сибирь, на север и сахалин) и упразднении автономии. наш народ только в 1956-57 гг. получил право вернуться на родину. поэтому сталин для калмыков — больше, чем враг, а хрущев — почти национальный герой.

Прислал
Виктор Симонов

История кишит фактами, когда герои долгое время считались предателями, и наоборот. Полагаю, компетентные органы смогут разобраться и в этой истории.

Прислал
Виктор Симонов

История кишит фактами, когда герои долгое время считались предателями, и наоборот. Полагаю, компетентные органы смогут разобраться и в этой истории.

Прислала
Светлана Гафурова

спецкор

Несколько дней назад на радио «Эхо Москвы» выступал его редактор Алексей Венедиктов. он, в частности, сказал, что из 25 томов Нюрнбергского процесса опубликовано всего 8. Сколько еще преступлений нацистов сокрыто от людского суда! Возможно к 70- летию Победы и эти материалы будут, наконец, опубликованы. преступления фашизма и нацизма не имеют срока давности. Если про них забыть и простить. то возможно повторение. Поэтому и нельзя называть улицы и билиотеки именами нацистских преступников. а тем более в России. понесшей такие неисчисимые жертвы. Это позор для властей Уфы и Башкирии, который необходимо как можно быстрее исправить!

Автор

Светлана Гафурова

Над статьей работали

А. Дмитриев, Серглин, Майк Митчел, Наталья Гребнева, Лена Зимина, Виктор Симонов, Ринат Мартынов, Анастасия Савельева

25 000 просмотров

4 сентября 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

62 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Ринат Мартынов 26 августа 2013, 19:39

Вот кому неймётся, зачем опять историю переписывать, подгоняя под чей-то лад? Если бы это было на самом деле так, то уже давно бы подняли вопрос, еще при Советском союзе, а так выходит , что просто опять кому -то где -то чешется. Нынешние "правдолюбцы" сами же ругают советскую власть, и при этом клеймят позором того, кто кто с ней боролся, нестыковочка, господа.
Валиди хотел вернуть башкирскому народу исконную писменность, ведь раньше башкиры писали латинскими буквами, это при советах заставили перейти на русский алфавит.
Заки Валиди хотел вернуть башкирам их законные земли, коих было почти в 2 раза больше, чем теперь имеет Башкирия.
Да упаси вас бог сказать в глубинке кому-нибудь будто Заки Валиди преступник...Ложь это всё, а вот кому надо всё это, этот вопрос стоило бы изучить.

Майк Митчел 26 августа 2013, 20:56, Изменено: 26 августа 2013, 21:00

На самом деле это давно, давно известно и подтверждено документально. Но как же, башкирам надо на каждом этапе иметь своего великого "героя", как же у других есть, а у них нет! Вместо того, чтобы прославлять истинных герое таких как генерал Махмут Ахметович Гареев - Президент Академии военных наук. Продолжать и не переставать популяризировать военную и гражданские биографии дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Да мало ли наконец кто писал своими именами историю Башкирии.
Так что данная информация просто ещё раз напоминает о том, что надо иметь силы в себе не на самом деле фальсифицировать историю и искать фальшивых героев, а называть вещи своими именами.
Позор тем, кто всё это сфальсифицировал на самом деле!

Лена Зимина 26 августа 2013, 19:53, Изменено: 26 августа 2013, 21:04

удивительно, что это всё только сейчас открылось. а разве раньше об этой страничке в биографии Заки Валиди никто не знал?

Отмечено
редакцией

Ринат Мартынов 26 августа 2013, 20:07, Изменено: 26 августа 2013, 20:17

А может и не было это странички? Ведь опорочить человека в наше время ничего не стоит, тем более мертвого.

Майк Митчел 26 августа 2013, 20:59, Изменено: 26 августа 2013, 21:05

Кстати об этом писала "Комсомольская правда". В самый первый раз как раз тогда когда только-только переименовали улицу. Между прочим её многие так и называют, улица имени фашиста.

Гость Aan 26 августа 2013, 20:30

Да просто продолжается превращение людей и народов во врагов в отношении друг к другу. Как только возникнут экстремальные обстоятельства, прежде всего начнут резню те, кто друг против друга настроен. Россиянам пора бы уж понять это. В нынешней ситуации враждовать меж собой - именно это и значит быть предателем. Не поддавайтесь шантажу.
(Далее, скорее всего, последуют нападки наемных писак...)

Майк Митчел 26 августа 2013, 21:03, Изменено: 26 августа 2013, 21:05

А это всё просто сделать! Действительно изучить и опубликовать документы, которые либо действительно подтвердить, либо опровергнуть и заставить извиняться. А пока есть документы и есть информация, но она тщательно затирается.

Гость Aan 26 августа 2013, 21:09, Изменено: 26 августа 2013, 21:10

Пишут ведь, что есть документы. А где они? Будьте любезны, как говорится, предъявите-с.

Майк Митчел 26 августа 2013, 21:12, Изменено: 26 августа 2013, 21:15

Ну так и обратитесь к автору статьи. Я называл ещё один источник. который это публиковал такие же материалы ещё тогда, когда эту улицу только переименовали.

Гость Aan 26 августа 2013, 21:26, Изменено: 26 августа 2013, 21:30

Этот автор давно про это пишет, но документов мы еще не видели.
Боюсь, что вслед за Валиди могут взяться за великого татарского поэта Мусу Джалиля. Тоже непростые события выпали на его долю во время войны.

Майк Митчел 26 августа 2013, 21:32, Изменено: 26 августа 2013, 21:35

Но его жизнь и биография никогда не скрывали его службы в батальоне "Идель-Урал". Как и его подпольной работы там, как и то, что "СМЕРШ" признала его работу очень удачной и патриотической. И недаром ещё в советское время, его "Моабитская тетрадь" были опубликованы и изданы. А об А-З. Валиди Тогане никогда не писали и не говорили, кроме как о предателе.

Отмечено
редакцией

А. Дмитриев 26 августа 2013, 21:07, Изменено: 26 августа 2013, 21:54

чтобы не переименовывать тысячу раз улицы и всяческие учреждения и не морочить головы людей, надо изначально давать нейтральные названия. об истинном лице Валиди еще очень долго будут говорить, неоднозначная фигура

Гость Aan 26 августа 2013, 21:10

Так же как Ленин, Цюрупа и т.д.

Отмечено
редакцией

Майк Митчел 26 августа 2013, 21:21, Изменено: 26 августа 2013, 21:54

А точно так же! Как и Степан Халтурин, как и Цюрупа (один из первых организаторов продотрядов), как и Пётр Войков - один из организаторов расстрела царской семьи... Да мало ли ещё кто ещё может похвастаться своими "подвигами" во имя революционной идеи. И очень хорошо, что нет улиц имени Хрущёва, Брежнева, не хотелось чтобы появились и имени Ельцина и Горбачёва!

Гость Aan 26 августа 2013, 22:07, Изменено: 26 августа 2013, 22:10

Меня вот поражает то, что огромное количество улиц по России носит имена личностей, внесших огромную отрицательную лепту в историю России, но никто не поднимает хай против них.

Инна Шабанова 26 августа 2013, 22:33, Изменено: 26 августа 2013, 22:35

время от времени поднимают же

Майк Митчел 26 августа 2013, 22:40, Изменено: 26 августа 2013, 22:45

А жаль что мало поднимают! Слишком глубоко въелось то, что в буквальном смысле вбивалось. Слишком привыкли мы верить официозу, слишком много правды до сих пор скрыто от нас!

Майк Митчел 27 августа 2013, 09:02, Изменено: 27 августа 2013, 09:05

Я "переспал" с мыслями насчёт Ленина, Цюрупы, Деникина, Колчака и вот что решил... Если говорить о гражданской войне можно было бы на этом остановиться, поскольку давно уже пора придти к общенациональному примирению, но говоря о войне с гитлеровской Германией, нельзя забывать никому! Надо вывешивать на всех столбах фамилии предателей, которые пошли к ним на службу. И какая разница кто они по национальности, Власов это или Валиди, они не должны быть как последний национальными героями. Оценивая войну с фашистами, например бывший командующий флотом адмирал Кедров говорил: "«Немцам не удалось увлечь за собой нашу эмиграцию — только единицы пошли за ними, наивно мечтая, что они, завоевывая Россию для себя и готовя русский народ к роли удобрения для “великого германского народа“, вернут им потерянные имения»". Даже генерал Ант. Деникин, который пользовался большим авторитетом. Живя во Франции, Деникин демонстративно отказался сотрудничать с гитлеровцами и Власовым. На него давило гестапо, но он обличал тех своих бывших подчиненных, которые пошли вместе с гитлеровцами воевать против Советской России.

Отмечено
редакцией

Инна Шабанова 26 августа 2013, 21:23, Изменено: 26 августа 2013, 21:30

раньше только домыслы были, теперь документы..надеюсь, теперь-то националисты перестанут уверять всех в героизме этого человека

Майк Митчел 26 августа 2013, 21:27, Изменено: 26 августа 2013, 21:30

Хотелось бы, очень хотелось бы...

Гость Aan 26 августа 2013, 21:45

Неужели непременно надо быть националистом, чтобы героя назвать героем? Вот он, знакомый приемчик - вбить как можно больше клиньев между народами, унизить, оскорбить. Вовлечь в спор даже тех, кто и близко не стоит к националистам. Похоже изнутри Россию разрушить пытаются...

А. Дмитриев 26 августа 2013, 22:08, Изменено: 26 августа 2013, 22:10

чтобы героя назвать героем, националистом не надо быть. а чтобы нацистского преступника назвать героем - надо)

Майк Митчел 26 августа 2013, 22:16, Изменено: 26 августа 2013, 22:20

Согласен с этим полностью! Именно так наиболее проще это сделать.

Отмечено
редакцией

Серглин 27 августа 2013, 00:05, Изменено: 27 августа 2013, 08:11

а у нас в элисте есть улица хрущева. он удостоился этого, так как в 1956 году открыто сказал о геноциде калмыков в 1943-м году (депортации в сибирь, на север и сахалин) и упразднении автономии. наш народ только в 1956-57 гг. получил право вернуться на родину. поэтому сталин для калмыков - больше, чем враг, а хрущев - почти национальный герой.

Тарас Алюшников 27 августа 2013, 01:17

Конечно, это оскорбительно для участников ВОВ, советских солдат, положивших жизнь за Родину. сколько героев знает наша страна, а восхваляем предателей. нехорошо..

Павел Юдкин 27 августа 2013, 01:18

вот именно, неужели мало героев, достойных, чтоб их память увековечили названием улиц и учреждений.

анатолий кульбацкий 27 августа 2013, 01:28

Возможно, что настала пора, создать в ГД комитет по присвоению наименований различным обьектам природы, населенных пунктов,строений, обьектов культуры итд.,итд. Законодательно закрепить, порядок присвоения имен и наименований.В каждом субьекте иметь комиссию, состоящую из экспертов и специалистов по различным вопросам, которая после тщательной проверки архивных и других документов, затем могла рекомендовать властям о присвоении имен и наименований.

Евгения Иванова 27 августа 2013, 09:34

Возможно, Валиди был на крючке у ВЧК и, поэтому, служил агентом и Лаврентия Берии. По крайней мере СМИ располагают такими сведениями.
на пресс-конференции, Представители ФСБ говоря о Заки Валиди, упоминают и о провале oпepации, проводившейся многочисленными школами Абвера по заброске в СССР, подготовленных там агентов из военнопленных. Возможно, к организации провала приложил руку и Заки Валиди.

Майк Митчел 27 августа 2013, 10:00, Изменено: 27 августа 2013, 10:05

А вот это ерунда и домыслы. Никакие СМИ не обладают подобной информацией и не публиковали её никогда и нигде. Если бы подобное было, были бы и документы опубликованы и раскрыта информация о нём полностью. Смею ещё раз напомнить о ситуации с Мусой Джалилем, подрывную работу которого в батальоне "Идель-Урал" признали как работу в интересах Советской Армии.

Евгения Иванова 27 августа 2013, 10:12, Изменено: 27 августа 2013, 10:15

Читайте Интерфакс.

Майк Митчел 27 августа 2013, 10:19, Изменено: 27 августа 2013, 10:20

Лучше почитать материалы Нюрбергского процесса, кстати если понимаете немецкий, то можно и в библиотеке имени его. А читать какой то факс... пусть даже и интер, полная чушь.

Евгения Иванова 27 августа 2013, 10:30, Изменено: 27 августа 2013, 10:35

Цитата:Никакие СМИ не обладают подобной информацией и не публиковали её никогда и нигде.
Интерфакс публиковал интервью с сотрудником ФСБ, который занимался документами Заки Валиди. Тема поднималась этим СМИ еще в 2010 году.

Спасибо за совет ознакомиться с материалами Нюрбергского процесса.

Майк Митчел 27 августа 2013, 10:42, Изменено: 27 августа 2013, 10:45

Ради интереса зашёл на сайт Интерфакса: http://interfax.ru/ попробовал ввести в поиск - Ахмет-Заки Валиди, включив дату поиска с 1 января 2008 года по н время. Поиск результатов не дал. Так что на нет и суда нет...

Майк Митчел 27 августа 2013, 10:46, Изменено: 27 августа 2013, 10:50

По данным Международного Фонда Розенталя (Израиль) и Госдепартамента США гражданин Турецкой республики З.Валидов тесно сотрудничал с нацистами, и в частности с эсэсовцами. Он официально состоит в списках пособников нацистов № 1, утвержденных в 1946г. Нюрнбергским международным трибуналом. В соответствии с решением трибунала (протокол № 11) всех нацистов, указанных в списке Нюрнбергского трибунала, должны судить национальные суды тех стран, чьими гражданами являлись эти нацистские пособники.

Отмечено
редакцией

Михаил Виноградов 27 августа 2013, 09:36, Изменено: 27 августа 2013, 09:39

К сожалению, это исторический факт: почти все враги Советской власти, бывшие героями 20-х, опозорили себя в 40-х сотрудничеством с Гитлером, Власовым, японцами. Мудро поступил только Деникин, оставшийся на позиции невмешательства. Остальные жили по принципу "хоть с чертом, но против большевизма"... вот и остались с чертом. Что касается З.В., то его башкирские власти подняли на щит во время движения за национальное обособление первой половины 90-х. Подняли, да так и держат, опасаясь, что уже теперь их не поймет сельская национальная интеллигенция -- главный источник национализма. Я лично считаю, что улицам и площадям надо давать наименования, не связанные с именами политических деятелей любой окраски. Даже древних - вспомните скандал с памятником Хмельницкому в Киеве и реакцией евреев.

Светлана Гафурова 27 августа 2013, 10:10

Да, Заки Валиди мертв, но живы дети и внуки тех, кто пал, защищая Россию от гитлеровского фашизма и нацизма. И переименование улицы в имя пособника нацизма - это оскорбительный плевок в душу ветеранов войны. их детей и внуков. А материалы и список генерала Донована были впервые опубликованы в башкирских СМИ совсем недавно. В Башкирской энциклопедии о связях Валиди с нацистской Германией ничего не говорится,все тщательно подчищено...

Отмечено
редакцией

Светлана Гафурова 27 августа 2013, 10:17, Изменено: 28 августа 2013, 13:08

Несколько дней назад на радио "Эхо Москвы" выступал его редактор Алексей Венедиктов. он, в частности, сказал, что из 25 томов Нюрнбергского процесса опубликовано всего 8. Сколько еще преступлений нацистов сокрыто от людского суда! Возможно к 70- летию Победы и эти материалы будут, наконец, опубликованы. преступления фашизма и нацизма не имеют срока давности. Если про них забыть и простить. то возможно повторение. Поэтому и нельзя называть улицы и билиотеки именами нацистских преступников. а тем более в России. понесшей такие неисчисимые жертвы. Это позор для властей Уфы и Башкирии, который необходимо как можно быстрее исправить!

Отмечено
редакцией

Виктор Симонов 27 августа 2013, 12:01, Изменено: 28 августа 2013, 13:07

История кишит фактами, когда герои долгое время считались предателями, и наоборот. Полагаю, компетентные органы смогут разобраться и в этой истории.

Алик Хакимов 28 августа 2013, 10:12, Изменено: 28 августа 2013, 13:07

Ссылки на документы и на другие интересные материалы здесь:
http://vk.com/khakimovalik?w=w...

Ринат Мартынов 28 августа 2013, 20:59, Изменено: 28 августа 2013, 21:00

Пропаганду разводишь? Нехорошо. Такие мне чем то напоминают назойливых рекламщиков, или толкачей товара, что стучат каждый день в дверь. Я тоже жалею о развале могучего гос-ва, но и понимаю, что в большой части в этом виновата была сама правящая партия. Так что давай-ка по честному: котлеты отдельно-мухи отдельно.

Эдуард Мусин 29 августа 2013, 20:31

Заполняя строку "Адрес" в документах каждый раз чертыхаюсь в сложных названиях улиц, которые произнести язык не поворачивается и в отведённое место целиком не влезает.

Алексей Пригородов 30 августа 2013, 18:17

именем ленина названы буквально все центральные улицы и что-то никто не ропщет.
русские давно троекратно доказали что глупые как пробки...

Джанахмет Анасов 30 августа 2013, 19:03
ренат шакиров 31 августа 2013, 11:38

Если у нас в стране сложилась практика присвоения имен героев своего времени,может для полноты политической палитры стоило назвать НОВУЮ улицу именем Валиди,пусть эти улицы будут как страницы учебника по истории.Время - лучший судья

Раиль Файзуллин 31 августа 2013, 15:41

Если так рассуждать давайте посоветуем итальянцам снести памятник Муссолини.
Вообще зачем ковырять историю?
Если так то давайте и латышей приравняем к фашистам. Вы наверное и не слышали что делали карательные отряды в те времена. Почитайте. Но не смотря ни на что во время ВОВ их приняли радушно и многие после окончания ВОВ переписывались..
Если Заки Валиди был фашистом он бы набирал земляков. Но у немцев была установка башкир казнить. Так что ... это скорее всего не правда.

Джанахмет Анасов 1 сентября 2013, 21:32

История это интересная наука:
Если в наше время Деникин, Колчак с Капеллем уже ближе к легендарным благородным героям, то Сталин, Троцкий, Тухачевский уже относят к кровавым палачам гражданской войны. Скоро, наверное, к ним причислят и Фрунзе с Чапаевым.
Поэтому исторические факты нельзя судить односторнне. Жизнь не черно-белое кино, у него много оттенков.
До второй мировой войны с гитлеровской Германией пытались дружить как и страны Западной Европы (Мюнхенское соглашение), так и СССР (Молотов-Риббентроп).
Так почему именами татарского пэта Мусы Джалиля, башкирского поэта Рахима Саттара, служившие у немцев, можно называть улицы и только улицы, а Заки Валиди - нет?

Уфимец Коренной 2 сентября 2013, 21:21

Вы знаете, когда улицу переименовывали? В августе 2008, когда вся страна была прикованна к телевизору, в связи с событиями в Грузии. Был такое напряжение, что будет..., как отреагируют американцы..., будет ли война?...
А "ребята" в это время прибывали таблички...
Знакомые все мои так и называют эту улицу - Фрунзе , другое имя язык не поворачивается произносить. У меня оба деда войну прошли.
Кстати пенсионеры ветераны выходили с протестом их быстро усмирили ... Времена сейчас такие, борьба за власть, деньги. Нац вопрос это большие деньги....

Александр Макулов 3 сентября 2013, 10:02

Статья - бред ожившего после многолетней спячки совка. Заки Валиди не служил в Красной Армии и поэтому обвинять его в предательстве глупо и не правильно. Заки Валиди не участвовал в репрессиях и массовых расстрелах Он был врагом Советской власти Ну и что? Сегодня это опять считается преступлением? Статья лишний раз подтверждает, что гражданская война в России не закончилась Бессарабский бандит и убийца, виновный в геноциде тамбовских крестьян-уголовник с многолетним стажем Григорий Котовский- национальный герой, генерал Врангель, адимрал Колчак- враги Кому враги? Нелегитимной советской власти? Каша в головах у массы людей РФ-ии. Даже И.В. Сталин не считал генерала Андрея Власова предателем Расстреляли его борзые особисты, ради медалек и орденов Надо быть чересчур тупым индивидумом, что бы не по6н7имать, что ВОВ была войной гражданской

Уфимец Коренной 4 сентября 2013, 00:56

Александр, мать твоя и отец с дедом и бабкой - "Совки" между прочим. Дед твой шел на реальную смерть почти с голыми руками, защищать свою семью и детей от хорошо вооруженных фашистов, которые сжигали целые деревни с беззащитными детьми и стариками.
Башкирию - он вспоминал в окопе - поля, леса, жену, пацанов малолетних полуголодных - не мог он не драться за них. Что по твоему дед глуп был? Если б ты там был. Философфф....
Человечность есть, - это такая не уловимая штучка, она либо есть либо ее нет и это сразу чувствуется, особенно в России.
Если вдруг придут (не дай Бог) китайцы или американцы ты скажешь, а я не любил Путина и сдашься им? И тебе дадут гамбургер, вместо щей это же круто... И вообще у нас коррупция кругом в стране, алкоголики и дороги плохие... И что теперь?....

Уфимец Коренной 4 сентября 2013, 01:04

Сейчас опять перечитал историю его жизни это история о том, как, где становиться плохо он от туда сбегает. В России прижали в басмачи ушел, там их разгромили, в Турцию, от туда в Германию, в 44 фашистов прижали опять в Турцию.... Злость у него всегда была, не дали ему Власти, вот и мстил. И идея сама была ошибочная, как может быть отдельная Башкирия по середине Руси. Не умно, поэтому и проигрывал. Не за башкир он переживал, а за свою значимость. Башкиры добрые и трудолюбивые люди, политика это всё, разделяй и властвуй! Рассорить, унизить, поднять кого нибудь и на этой волне рубить капусту. Таких эмигрантов теоретиков много на Брайтоне и в Лондоне.
Вообще любая национальная тема всегда яркая, жгучая и спорная, но тут другое, я хотел сказать о человечности. Люди деяться на плохих и хороших, но уж точно не по национальному признаку. И башкиры думают, что задеваются какие то интересы. Нет простой народ здесь ни чего не получает, получают деньги те кто раскаиваться лодку в любую сторону.... Лишь бы звучала музыка обиды или свободы, равенства, братства, демократии... Может специально назвали улицу так, чтоб. Был тлеющий огонек споров - это ж деньги.
Зачем строить дороги, детские сады, заводы, времени же нет бороться надо, культуру поднимать....
Просто ошибка вышла, историк он, может быть, борец - наверное. Но не название улицы, были "ошибочки" серьезные у него по жизни.
Я лично за Деда! Он инвалидом пришел с войны и воевал ПРОТИВ фашистов. Воевал за Родину, какая бы она не была. Лучше бы его именем назвали улицу.

Александр Сухов 5 сентября 2013, 20:53

Это лишь вершина айсберга. Все дело в том, что при Муртазе Рахимове башкирский национализм расцвел в полную силу. Тогда было введено обязательное изучение башкирского языка в школах, было переименовано много населенных пунктов ( в том числе русских, татарских, чувашских сел и деревень) на башкирский манер, многих руководителей не "титульной" национальностей заменили другими, зачастую необразованными, но людьми "своей" национальности. Можно много перечислять, что было сделано в угоду амбициям кучки башкирской элиты, во вред другим людям. Это касается и бывшей улицы Фрунзе, тогдашняя власть хотела показать, что башкирам можно все, даже быть фашистом, -"видите, мы даже улицу его именем назвали".

Денис Марков 15 сентября 2013, 12:01

А видео выше - кто его автор? Официальные власти Башкортостана?

Радий Янахметов 16 сентября 2013, 10:09

ПЕРСОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

Мадриль Абдрахманович Гафуров - член Союза журналистов БАССР, РФ, СССР (1957), заслуженный работник культуры Башкирской АССР (1986), лауреат премии Союза журналистов СССР(1991), Всероссийского союза журналистов (2000), общественной премии имени Мажита Гафури Фонда культуры «Мажит Гафури – XXI век» (2007), кандидат философских наук, секретарь Рескома КПРФ, главный редактор газеты "Коммунист Башкортостана".
Родился 10 мая 1936 года в селе Мраково Кугарчинского района Башкирской АССР. Окончил Мраковское педагогическое училище (1955), одновременно работал учителем начальных классов Мраковской средней школы. Служил на Тихоокенском флоте (1955-1959), старший
лейтенант.
Этим послужным списком Мадриля Абдрахмановича объясняется его отношение, - как советского философа местечкового уровня, к Заки Валиди - политику международного уровня. Поэтому я поддерживаю позицию нынешнего президента РБ Р.З. Хамитова, который не спешит
делать выводы из "сенсационных" доводов советского философа. Заслуги З. Валиди перед Великой Русской Революцией неоспоримы. Не будь его - не было бы и автономии. Да и не только у Колчака служил Заки, но и за Красных его армия воевала. Знать надо историю свою получше,
чем достопочтенный советский философ, воспитанный на сталинских традициях. Короче, говоря "по-русски", пошел он на .... этот "хилософ доморощенный"

Радий Янахметов 17 сентября 2013, 09:36

МОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
СССР развивался на принципах программ партии КАДЕТОВ, "Друзей народа" и Бундовцев. Родоначальниками политической экономии социализма являются М.И. Туган-Барановский - кадет, С.Г. Струмило-Петрашкович (Струмилин) - эсер и Преображенский Е.А. - бундовец. Так что массовые репрессии и гибель 20 миллионов простых россиян организовали малоросские нацисты, ибо одесские комиссары определяли политику СССР в первой половине 20-го века.
ГИТЛЕР и СТАЛИН – два сапога пара. Два выдающихся представителя семитской расы: первый – галkической (австрийской) группы, второй – хазарской (осетинской) .Они по соглашению с мировым Сионизмом устроили уничтожение миллионов людей коренных народов Евразии.
Знал ли Заки Валиди это? Конечно, знал. Но, как международный политик, лавировал между двух огней.

Радий Янахметов 17 сентября 2013, 09:39

КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОРГАНИЗОВАЛ МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ В СССР?
Жертвами коммунистов в ХХ веке пало более 100 млн человек
По данным Фонда памяти жертв коммунизма от рук коммунистических режимов в XX веке погибли более 100 миллионов человек. Из них около 20 миллионов – в Советском Союзе.
Мы никогда достоверно не узнаем, сколько их было в нашей стране — жертв гражданской войны и «красного террора», «раскулачивания» и антирелигиозных кампаний, депортаций и Голодомора, ежовщины, борьбы с «врагами народа» и «космополитами»... «Мемориал» говорит о 12 миллионах репрессированных. Александр Солженицын называл страшную цифру в 55 миллионов.
Так или иначе, их миллионы – крестьян, священников, поэтов, рабочих, офицеров, ученых; людей всех национальностей, вероисповедований и сословий, исчезнувших на широких просторах Архипелага ГУЛАГ...
Официальную оценку этому режиму и его преступлениям российское государство дало на высшем юридическом уровне еще 30 ноября 1992 года. В постановлении N 9-П Конституционный суд РФ объявил, что «руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах — зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей».
Россия и ее народ были в числе первых и главных жертв режима ВКП(б)-КПСС и ВЧК-НКВД-КГБ.
Владимир Кара-Мурза (мл)
Источник: ej.ru
Заки Валиди Туган не был в числе комиссаров, убивавших свой народ. И только этим заслужил его почтение и память

Уфимец Коренной 18 сентября 2013, 23:47, Изменено: 18 сентября 2013, 23:50

Много цифер многа букафф. Плохой..., плохой..., а ВООБЩЕ то хороший, тк все были плохие, вон сколько фактов.. Такой "мировой сионистский" подход. Подготовленный.
.... "Штирлиц знал, что в памяти остается последнее".
Вообще все наши предки полные придурки, палачи, тираны..., а мы всё, уже умные и знаем, как жить. Бардак же полный в истории.
А давайте какую нить улицу назовем гитлеровской он же прикольный такой, с усиками, смешной и кажись на скрипке играл или переулок чекотиловский, все одно бардак кругом, весело же. Какая разница.

Радий Янахметов 24 сентября 2013, 12:10, Изменено: 24 сентября 2013, 12:15

Да, товарищ Коренной, вы правы с точки зрения банальной эрудиции: "Весь мир бардак, а все бабы - б***"

Олег Иванович Мотков 18 сентября 2013, 19:12

Солидарен с точкой зрения Радия Янахметова и Владимира Кара-Мурзы (мл). Пора изъять все архивы у гэбистов, военные архивы, и рассекретить их, издать публично. Чтобы каждый желающий мог окунуться в печальные факты нашей истории. Жаль, что Ельцин в свое время этого не сделал. Верю, что этот момент истины настанет.
Конечно, нужно опубликовать на русском языке и все материалы Нюрнбергского процесса.

Уфимец Коренной 18 сентября 2013, 23:57, Изменено: 19 сентября 2013, 00:00

«.... Конечно, нужно опубликовать на русском языке и все материалы Нюрнбергского процесса.» - и не забыть перевести на башкирский.

Радий Янахметов 24 сентября 2013, 12:20, Изменено: 24 сентября 2013, 12:25

В ближайшие годы этого никто делать не будет. Ибо это грозит национальному самосознанию

Радий Янахметов 24 сентября 2013, 12:22, Изменено: 24 сентября 2013, 12:25
Леонид Козловский 23 сентября 2013, 10:38

Улицы надо называть согласно привязки к местности или хотя бы именем основателя, освободителя или знаменитого ремесленника в данной местности. Какое отношение ко всему этому имеют фрунзе (освободил россиян от россиян) или валиди (вообще непонятный персонаж). А вот ещё по всей россии улицы ленина-ульянова, СССР уже нет а названия остались, что он сделал, уничтожил одних господ ради процветания других господ. Тупость.

Добавить комментарий

Новое на сайте