Бей в кость! В Бурятии возрождают древнюю зимнюю забаву

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Соелма Сандакдоржиева/SmartNews

В Бурятии возрождают старинную зимнюю забаву — разбивание хребтовой кости ребром ладони, или хэер шалган. Этот вид развлечений у тюркских народов считается самым древним. Если раньше кости разбивали с ритуальными целями, то теперь фестиваль хэер шалган собирает вместе сильнейших бойцов республики и поддерживает региональное животноводство. 

В Бурятии возрождают древнюю зимнюю забаву — разбивание хребтовой кости, или хэер шалган. Для проведения фестиваля организаторы собрали 523 кости, из которых 200 привезли из одного села — Разгон Курумканского района. Среди них есть и кости-рекордсменки: одну не могут сломать с 1989 года.

Разбивание хребтовой кости ребром ладони — один из самых древних обычаев бурятов. В старину действо «хэер шаха» носило сакральный смысл, но постепенно трансформировалось в игрище и затем превратилось в забаву, с помощью которой выявляли сильнейших баторов (богатырей) бурятских родов.

Видео

Главный секрет в разбивании кости, как считают мастера, отнюдь не сила. Задача бойца — с максимальной резкостью ударить в одну точку. И как раз в определении слабого места кости кроется тайна самых успешных бойцов.

Разбивание хребтовой кости подразумевает не только силу и технику удара, здесь должна быть сила духа и, самое главное, смекалка. Перед тем как разбить, человек должен разгадать и «прочитать» кость. Только логика может помочь.

Алексей Гыргенов, организатор фестиваля, SmartNews

Под звуки хуура (струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения) и восторженные возгласы зрителей финалисты демонстрировали силу духа и смекалку. На сцену вышли 11 силачей, выбранных из 13 команд в ходе отборочных туров. А поболеть за них собралось больше 600 зрителей. Как в старину, каждый делал ставки на своего бойца, на «свою кость».

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Соелма Сандакдоржиева/SmartNews

В дни Сагаалгана домохозяйки отлаживали для своих мужчин хребтовые кости, приносили, делали ставку. Это был даже такой способ зарабатывания денег, ведь ставку забирал либо выигравший, либо хозяин кости, если ее никто не мог разбить.

Анна Будаева, зритель, SmartNews

На фестивале было двое участников, предоставивших кости, разбить которые бойцам не удалось. Один из Окинского района Бурятии, чью кость мастера шалгана не могут разбить с 1989 год. Вторая же кость остается сохранной вот уже пятый год. 

Абсолютным чемпионом турнира стал Даши Манзаров, получивший гунгарба (алтарь) ручной работы, собаку породы хотошо от Буддийской традиционной сангхи России и денежное вознаграждение. К слову сказать, бурятские компании очень быстро откликнулись на призыв организаторов и предоставили призы с национальным колоритом: одеяла из овечьей шерсти, украшения из серебра и деревянную утварь.

Проведение праздника соответствовало всем традициям. И это неудивительно, ведь фестиваль проходил во время празднования Сагаалгана — Нового года по буддийскому календарю. Он смог привлечь внимание и к проблемам сельчан: номадное животноводство, обычное для Бурятии, сегодня нуждается в поддержке. А турнир не только возрождает обычаи и традиции предков, но и поднимает престиж животноводства.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Соелма Сандакдоржиева/SmartNews

Наша идея — помочь сельчанам продвигать на уровне республики эту идею для сохранения традиций и обычаев. Мы обозначали, что этот турнир преследует несколько целей. И первая — развитие животноводства на селе, ведь в хэер шаха участвуют не только бойцы, но и люди, которые предоставляют кости, — фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств.

Алексей Гыргенов, руководитель проекта, SmartNews

Организатор фестиваля Ассоциация молодежи Бурятии намерена сделать древнюю забаву массовым и зрелищным национальным видом спорта. В 2014 году турнир пройдет на Тункинской земле, главным призом соревнований станет автомобиль. Выиграть его попробуют силачи из Бурятии, соседних Иркутской области и Забайкальского края, а также гости из Монголии.

Автор

Соелма Сандакдоржиева

Над статьей работали

ponomarev.roman@gmail.com, Наталья Гребнева

1 комментарий к материалу.

Чингиз Бадмаев 1 марта 2013, 14:31

с чего вы взяли что у тюркских народов!? у монголов!

Добавить комментарий

Новое на сайте