Аромат гладиолусов. Биолог собрала коллекцию поэтических ляпов

27
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Сотрудница Хоперского государственного заповедника Наталия Марченко Фото: Светлана Еремеева/SmartNews

Сотрудница Хоперского государственного заповедника Наталия Марченко собирает необычную коллекцию поэтических ошибок. В песнях популярных исполнителей она находит неправильные описания природных явлений, растений и животных и заносит в «базу ляпов». 

Старший научный сотрудник Хоперского государственного заповедника Наталия Марченко, профессиональный зоолог и автор десятков научных статей, коллекционирует стихотворения и песни, в которых содержатся ляпы о живой природе. В ее собрании много произведений популярных авторов — от группы «Корни» до Ивана Кучина. Прощает ляпы Марченко только одному поэту — Сергею Есенину.

Народ, такое ощущение, находится в полном неведении относительно того, что представляет собой живая природа. А ведь всё начинается со школы. На мой взгляд, нам нужно привести науку и образование в чувство, мы же были самой передовой страной мира в плане экологии и экологического просвещения. Теперь же основная информация, которую получают граждане о природе, исходит с телеэкранов. И она, как правило, не очень адекватна. Взять хотя бы рекламу с ее обилием ошибок.

На современные песни Марченко обратила внимание прежде всего потому, что в научном отделе заповедника каждый день работает радио «Шансон». А там ошибка на ошибке.

Сейчас в России идет Год экологической культуры. Вот я и решила коллекционировать ляпы, которые допускают наши так называемые поэты-песенники. Ну нет сил больше терпеть их ошибки. К примеру, у автора-исполнителя шансона Александра Дюмина есть песня про черемуху, где, в частности, встречаются такие незамысловатые строчки: «Аромат черемухи, // И сирень душистая, // Желтые подсолнухи, // И речка серебристая». Проблема в том, что черемуха, сирень и подсолнечник не могут цвести в одно и то же время. Черемуха и сирень цветут весной, а подсолнечник — летом.

Немало ляпов, по словам Марченко, у поэта, композитора и исполнителя Ивана Кучина. Скажем, в его песне «Багульник» есть строчки: «Ах, багульник, багульник, ты розовый, // Ты скажи, ты скажи, не тая, // Что ты плачешь за рощей березовой, // Надо мной свои ветки склоня». Между тем багульник, как говорит Наталия Марченко, представляет собой кустарник высотой 50-60 см, одного метра достигает редко, а растет в болотистой местности. Поэтому, чтобы он склонил нам человеком свои ветви, нужно очень постараться. Во-первых, забраться в болото, во-вторых, лечь.

Видео

Видео: Pavel Shlafit на YouToube

Иван Кучин «Ах багульник»

Но особенно изобилуют ляпами популярные эстрадные песни. У «Чая вдвоем» в песне «Вместе с тобой» «Катится солнца клубок // Прямо с запада на восток», тогда как в реальности солнце движется, напротив, с востока на запад. У группы «Корни» «Ее образ на сердце высечен // Ароматами гладиолусов», или «Под ногами в лужах следы, // Может, их оставила ты». Но гладиолусы не пахнут, а в лужах следы не остаются.

Ошибки встречаются даже у таких мэтров отечественной эстрады, как Александр Шаганов, автор многих песен группы «Любэ», или Андрей Никольский. У Никольского в песне «Васильки» попадаются строчки «Васильковая поляна, // Чуть колючая трава, // Я лежу, как будто пьяный, // Позабыв про все дела…». А у Шаганова в «Скворцах» — «Скворцы летят на родину, // Скворцы летят, летят. // Скворчихи на скворцов серьезно так глядят, // летят, глядят». В обоих случаях допущены ошибки.

Васильковой поляны быть не может как таковой. Синий василек — всего лишь сорное растение, которое встречается обычно в озимых хлебах. А вот со скворцами другая история. Их самцы прилетают на родину первыми и оборудуют гнездо. А скворчихи прилетают попозже, на всё готовое. То есть они вместе со скворцами не летят, а значит, глядеть на них в принципе не могут. И уж тем более — серьезно. Так что современные авторы явно прогуливали уроки природоведения и биологии. Ну чем иначе объяснить, что в их текстах не учитываются особенности растений или природных явлений, о которых они упоминают? А иногда они поют о том, чего в живой природе вообще быть не может. Обидно, что авторы стихов и исполнители вводят в заблуждение миллионную аудиторию — вместо того чтобы заниматься экологическим просвещением, прививать населению любовь к природе, наконец, бережное к ней отношение.

Видео

Видео: Lidums1 на YouToube

Любэ «Скворцы»

Единственный поэт, которому Марченко прощает оплошности, — Сергей Есенин.

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Из стихотворения Сергея Есенина без названия, 1910 год

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной

веткой ивы,

Чтоб я готов был

и встречал

Его приход неприхотливый.

Из стихотворения Сергея Есенина без названия, 1923 год

Иволга, по словам Наталии Марченко, не живет в дупле, а проводит большую часть жизни в кроне деревьев. Ее гнездо представляет собой висячую корзинку. А сентябрь постучать багряной веткой ивы просто не мог. Листья ивы дольше всех остаются зелеными и зелеными же, как правило, облетают. Только иногда они могут пожелтеть.

Есенина я люблю. Поэтому ему ляпы прощаю. Он наш великий и народный поэт. А современным авторам посоветовала бы заняться самообразованием. Иначе получается, что они вводят граждан в заблуждение вместо того, чтобы их просвещать.

Опрошенные SmartNews филологи считают, что Марченко занимается полезным делом, но признают право художника на то, чтобы использовать метафоры и образы.

— Есть такое выражение «Правда искусства важнее правды жизни». Я считаю, что оно работает, правда, не всегда. Любой поэт использует метафоры и образы. В случае с Сергеем Есениным он мог увидеть ветку ивы в отблеске заходящего солнца, и тогда ее багряный цвет в стихотворении вполне обоснован. Кроме того, «И мне в окошко постучал // Сентябрь багряной веткой ивы» — вообще сильный образ. Но, например, современные песенники действительно грешат отсутствием не то что образования, но и просто вкуса. У нас много самодеятельных поэтов, если не сказать графоманов, которые не чувствуют слова. Однако издают книги, что при наличии денег в наше время не является, как известно, большой проблемой. Есть один такой поэт в Воронеже, у которого издан не один том стихотворений. Но читать их невозможно. Такая литература нам не нужна. Сам я сейчас работаю над биографией воронежского поэта Константина Козлова (1911–1939 годы). Он был, безусловно, талантлив. Но высшего литературного образования ему получить не удалось. И что интересно, если, когда он был молод, коллеги относились к его ляпам снисходительно, то потом стали обращать на них внимание. Я веду к тому, что художник, конечно, имеет право на метафоры и образы, но должен использовать их элегантно, профессионально, имея чувство вкуса и слова.

Между тем ошибки в песнях не оставляют равнодушными многих слушателей. На форумах и в соцсетях поэтические ляпы — едва ли не самая обсуждаемая тема.

Возьмем к примеру группу «Руки Вверх», или «Корни», где поется: «Твои изумрудные брови колосятся под знаком луны»:) Изумрудные-значит зеленые, колосятся как у Брежнева, и главное не под луной, а под знаком луны.:rolleyes: Вобщем просто набор слов! Получилась не девочка, а кикимора какая-то!:D

Ага… А еще в какой то песне было такое: Я плыву по морю в Иерусалим… Скажите, с какой стороны от Иерусалима есть море? И как оно зовётся????

Однажды краем уха услышала песню Тату:«220 на себя, обмотался и вперёд» Я просто лежала))

Прислал
Антон Слепицин

стоит ли удивляться? это раньше текст каждой песни выписывался досконально, в нем была своя история, целый мир? продуманный и насыщенный. почти произведение искусства. а сейчас, когда пишут все кому не лень, текст часто считается вторичным. главное — чтобы ритм был, который цеплял. вот и появляются такие шедевры, как «вообще она вся такая-растакая» и тому подобные недотексты

Автор

Константин Чаплин

Над статьей работали

Антон Слепицин, Елена Хотулева

Добавить комментарий

20 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Евгений Белов 12 мая 2013, 13:09

А перевод стихотворения Тараса Шевченко," Как умру похороните на Украйне милой,посреди широкой степи выройте могилу,чтоб лежать мне на кургане,над рекой могучей,чтобы слышать,как бушует старый Днепр под кручей",как это могила быстро перекочевала с середины степи к Днепру..

Андрей Урсов 12 мая 2013, 19:15, Изменено: 12 мая 2013, 19:20

Днепр через степь течёт - например, в районе Днепропетровска. Шевченко не погрешил ни в чём. Всё правильно.

Евгений Белов 12 мая 2013, 20:06, Изменено: 12 мая 2013, 20:10

Шевченко не погрешил ни в чём,всё правильно,дело в переводе,но сказано,посреди широкой степи выройте могилу,а не над рекой,на кургане,давайте будем точными.

Евгений Белов 12 мая 2013, 20:16, Изменено: 12 мая 2013, 20:20

Прочитайте,пожалуйста в ссылке.http://www.stihi.ru/2007/08/08...

Андрей Урсов 12 мая 2013, 20:36, Изменено: 12 мая 2013, 20:40

Вы знаете, Алексей Куринной излагает свою точку зрения.Всего лишь. А я вот лично наблюдаю такое место - именно в районе левобережного Днепропетровска (быв.Екатеринослава). Там и степь, и курган прямо над берегом Днепра, возвышается, и там можно спуститься к берегу и переплывать Днепр - на противоположной стороне тоже степные холмисто-волнистые пейзажи. То есть посреди степи протекает река, и на её левом берегу возвышается курган, и внизу - Днепр. Может, там сам Шевченко и сидел, и стихи писал. Спасибо за ссылку на статью Куринного. Там такое гениальное произведение Шевченко опубликовано. Для меня это открытие гения, до сего дня не оцененного по достоинству. Ещё раз -спасибо Вам, уважаемый Евгений, за отклик и ценную ссылку о творчестве непревзойдённого народного поэта Тараса Григорьевича Шевченко.

Марина Алехина 12 мая 2013, 13:48

Наши современные поэты-песенники просто пестрят маразмами, один другого круче, но ведь и классики грешили.

Анатолий Губарев 12 мая 2013, 20:38, Изменено: 12 мая 2013, 20:40

Только песенники? И только ли поэты...

Отмечено
редакцией

Сергей Антонов 12 мая 2013, 14:02, Изменено: 12 мая 2013, 15:17

Ну если у классиков этих ляпов раз-два и обчелся, то сейчас просто повсеместно.

Илья Куринной 12 мая 2013, 14:14

Городские дети, что с них взять, некоторые цветы и деревья эти рифмоплеты только на картинках и видели.

Павел Панов 12 мая 2013, 14:25

Бывает. И у классиков бывает: http://www.proza.ru/2012/04/10...

Анатолий Губарев 12 мая 2013, 15:01

Очень правильное дело! И очень полезное. Было б здорово, если бы Наталии Марченко помогли сделать свой сайт или/и выпустить книжку. С иллюстрациями и ссылками.
С критиками не соглашусь: одно дело метафора, другое - безграмотность горожанина. Ну скажите, где метафора в знаменитом аромате гладиолусов или в той же есенинской багряной ветке ивы. Красиво, да. Почему-то вспомнилось "Возми в рученьки белые сабельку острую, разгони танки басурманские!"
С дуба падают листья ясеня,
Возвращаюсь вновь в эту осень я.
Временами дождь - хмари стадия,
Ну а в остальном - Лето Бабие...
Какие образы, какая экспрессия! Сплошные метафоры!

Но в чём-то частично не соглашусь и с Наталией Марченко. Багульник - растение коварное. Точнее, наше его восприятие. В западной классификации багульник включён в рододендроны, у нас не это не поддерживается. Хотя, с другой стороны, в Сибири и на Дальнем Востоке багульником называют рододендроны. Так что в принципе полежать под багульником можно, но смотря где.
Но под настоящим лежать не стоит по другой причине, хоть он манить будет и вдруг окажется достаточно места: эфирное масло, которое содержат листья багульника, довольно ядовито и может воздействовать на нервную систему, вызывая головокружение, головную боль, тошноту, рвоту...

Владимир Елецких 12 мая 2013, 15:40

А я вот в луже любил летом босиком следы оставлять. Обычно на дне ил, и после дождя в прозрачной луже следы выглядели красиво! Эх, наше детство! А с гладиолусами тоже: "Гладиолусы с запахом - это гладиолусы, которые относятся к гибридной группе". Ну, не знаю!

Анатолий Губарев 12 мая 2013, 20:36, Изменено: 12 мая 2013, 20:40

Насчёт гибридных гладиолусов не знаю, но в лужах следы оставить и впрямь можно - и не только в иле. Лужи, они разные бывают, не только на асфальте

Оля Волкова 12 мая 2013, 18:14

Да ладно, можно подумать, только наши поэты биологии не знают, ее, по сути, никто у нас толком не знает - но все хотят казаться умными, вот и несут ответственную чушь.

Андрей Урсов 12 мая 2013, 19:20

Да, мне тоже сдаётся, что гладиолусы имеют таки запах - исходя из собственного опыта. Может, это зависит от качеств индивидуума? Один ощущает аромат цветка, другому - он не пахнет.

Анатолий Губарев 13 мая 2013, 19:45, Изменено: 13 мая 2013, 19:50

Запах и аромат - две большие разницы

На Дальнем Востоке (Забайкалье, Даурия, Приморье) багульником называют рододендрон розовый, он же изображен в клипе про багульник. Растет он вовсе не на болоте, а в лесу, на сопках, любит селиться на открытых скалах. В высоту кусты могут достигать двухметровой высоты, так что ветки довольно высокие. Растение во время цветения яркое и очень красивое, поэтому и вошло в песню. Хотя Н. Марченко, жительница европейской России, таких тонкостей могла и не знать.

Анатолий Губарев 13 мая 2013, 19:47, Изменено: 13 мая 2013, 19:50

Она биолог. Должна знать

Отмечено
редакцией

Антон Слепицин 13 мая 2013, 11:04, Изменено: 13 мая 2013, 11:38

стоит ли удивляться? это раньше текст каждой песни выписывался досконально, в нем была своя история, целый мир? продуманный и насыщенный. почти произведение искусства. а сейчас, когда пишут все кому не лень, текст часто считается вторичным. главное - чтобы ритм был, который цеплял. вот и появляются такие шедевры, как "вообще она вся такая-растакая" и тому подобные недотексты

Jerzy 13 мая 2013, 15:25

докатились до мышей...

Добавить комментарий

Новое на сайте