Автозак как пытка: условия перевозки заключенных в России нарушают права человека

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Андрей Стенин/РИА Новости

Верховный суд Коми принял решение, которого несколько лет добивались тысячи заключенных по всей стране — условия перевозки в автозаках и вагонзаках (специальных вагонах для перевозки заключенных) нарушают права человека, сообщают «Московские новости». Это первое подобное решение российского суда — до этого заключенным традиционно отказывали в праве на сколько-нибудь комфортный транспорт.

Поводом для такого решения стали заявления двух заключенных — Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова. Первого этапировали из республики Коми в Киров, а затем в Екатеринбург — сначала он час провел в автозаке в компании еще 13 заключенных, а потом попал в вагонзак поезда «Воркута-Москва». Первые часы с Васильевым в камере ехали 11 заключенных, а потом уже 15, при том, что площадь камеры вагонзака — 3,4 квадратных метра. Это не больше обычного купе.

В такой камере обычно есть по три полки с двух сторон и еще одна укороченная полка, соединяющая между собой средние. Те заключенные, которым не досталось лежачих мест, остаются стоять, причем согнувшись — укороченная полка не позволяет встать в полный рост. При этом каждый из перевозимых зэков едет с вещами.

В таких условиях Дмитрий Васильев провел около 20 часов, в жалобе в суд он указал, что на него с личными вещами приходилось не больше 0,3 кв. метра площади.

Аркадия Виноградова, также обратившегося в суд, сначала в автозаке с восемью заключенными довезли до вокзала, а затем он 22 часа ехал в вагонзаке в Вологду. Его соседями по камере были 11 человек. Виноградов отметил, что постельное белье заключенным не предоставили, и спать было невозможно.

"Не дав постельного белья" умиляет отдельно :)) Нас возили по 15-17 человек, не дав не только постельного белья, но и кипятку, не выводя в туалеты, а сколько часов возили - даже не знаю. Но точно более суток. Особо бузившие "купе" могли и хлоркой засыпать. 

Пока человек сам на себе не испытает, ему трудно даже вообразить что такое дубак, автозак, столыпин и шконка в камере. Он просто думает что это всё придумали для других.... 

В лимузинах и СВ их возите. Не надо закон нарушать! Знаю я какого в одиночках и автозаках... а чего вы хотели?

Российская правоохранительная и пенетенциарная система -- это старый, замшелый Левиафан, который со времён Ивана Грозного используется для того, чтобы напоминать людям об их истином месте и ценности жизни. И вот этот старый эпический монстр дал слабину. И где? В республике Коми! Не иначе, в систему пришли люди, которые не понимают, зачем нужно мочилово в реале, если всё есть в компьютере ;) не узнаю свою страну!!! Куда смотрит правительство?!!

Решение суда распространяется именно на автозаки и вагонзаки Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). На митингах и при общественных беспорядках полицейские используют другие машины, хотя люди тоже называют их автозаками. Большинство автомобилей, которые использует ФСИН, сделаны на базе ГАЗа, КАМАЗа или ЗИЛа. В зависимости от фургона в них можно посадить от 20 до 35 человек, но на практике цифра зачастую оказывается ощутимо выше, считают правозащитники. В «стакан» — одиночную камеру для тех заключенных, кого нужно отделить от остальных — часто сажают двух человек. При этом площадь «стакана» — около 0,4 кв. м.

Справка Smartnews

До октября 2010 года в МВД действовал стандарт, утвержденный в 1999 году, который устанавливал минимальные размеры одиночных камер для перевозки заключенных: ширина — 50 см, глубина — 60 см. Таким образом, площадь камер 0,3 кв. метра была допустима. Позже нормативы изменили, и допустимый размер вырос до 0, 325 кв. м (на пять сантиметров увеличили глубину). В автомобилях ФСИН «стаканы» чуть больше — 0,4 кв. м.

В таких условиях в России перевозят не только осужденных, но и обвиняемых с подсудимыми, то есть тех, чья вина еще не доказана. Правозащитники много раз говорили о бесчеловечных условиях транспортировки арестантов, но реакции властей за этим не следовало. Европейский суд по правам человека еще в 2005 и 2008 году, рассмотрев аналогичные жалобы российских заключенных, уже признавал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного «независимо от времени нахождения автомобиля в пути». Российские суды подобных решений раньше не принимали, хотя в Верховном суде России схожие процессы проходили в конце прошлого и начале этого года. Суд тогда отказал в удовлетворении жалоб. Решение суда Коми стало прецедентом.

Рассмотрев жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что условия перевозки нарушают статью 3 Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод, запрещающую пытки. Такое постановление суда дает им право взыскать денежную компенсацию морального вреда. За свои страдания осужденные могут получить 80 тысяч рублей.

В Европе для перевозки заключенных используют спецавтомобили, больше похожие на обычные автобусы.

Польский автозак оборудован на базе автобуса «Мерседес». В нем один большой отсек, состоящий из двух рядов сдвоенных кресел — и заключенные там едут как пассажиры обычного автобуса или троллейбуса. Принципиальное отличие — в польском автозаке есть окно. 

Если осужденным удастся взыскать денежную компенсацию, то выплачивать ее будет бюджет России. Правозащитники полагают, что в связи с решением суда Коми аналогичные заявления сейчас напишут многие заключенные. Пресс-служба ГУФСИН по Коми уже распространила сообщение, что решение суда будет обжаловано.

Это издевательство над людьми. Все правильно суд признал! Там далеко не все преступники, много людей лишь находящихся под следствием или судом.

Хорошее решение, главное, чтобы власть начала замену существующих автозаков на более безопасные и комфортабельные. Недавно мой 67 летний подзащитный, в жару чуть не помер в такой пыточной камере. Его везли в стакане, в железном автозаке, переполненном людьми, без вентиляции, и самое главное большая загазованность от двигателя «легендарного» грузовика ГАЗ. По его рассказам это настоящая газовая камера. 

Мухомор: Эти органы ничто не заинтересует. Вот если бы «перевозчики» из своих карманов выплачивали компенсации, тогда да, в момент бы исправились. А компенсация из наших налогов — да сколько хочешь.

  

Arseniy: Дешевле будет заплатить 160 тысяч сейчас, чем в течение нескольки лет ремонтировать или заменять все автозаки.

  

Голопуз: Ну почему. На замене автозаков можно не хило попилить бюджет. Заодно поддержать *** производителя (*** — кто больше откат предложит).

Реформирование системы исполнения наказаний в России идет еще с девяностых годов. Очередной этап реформы начался в 2010 году. Согласно плану, к 2020 году российские тюрьмы станут намного ближе к европейскому уровню содержания заключенных. Подвижки действительно есть — в тюрьмах становится меньше людей, а условия содержания улучшаются. Но это касается больше бытовой стороны вопроса — в камерах становится меньше заключенных, выделяются деньги на ремонт исправительных учреждений, осужденные получают доступ в Интернет (ограниченный), только на закупку нового медицинского оборудования ФСИН в прошлом году потратила 774,5 млн рублей. Однако правозащитники говорят, что лишь вливанием денег условия содержания заключенных не улучшить — произвол со стороны руководства колоний, влияние на жизнь в тюрьмах криминальных авторитетов, находящихся на свободе — две основные проблемы, решить которые не удается.

Автор

Александр Мелешенко

Новое на сайте