Естественный отбор. Ученые и педагоги составят рейтинг школьных учебников

Статья полностью написана нашими читателями
3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Минобрнауки планирует разработать автоматизированную систему, которая позволила бы сформировать рейтинг, отражающий качество и востребованность школьных учебников. При этом список книг будет формироваться не только при помощи научной экспертизы РАН, но и благодаря оценке качества учебного материала педагогами и представителями общественности. Читатели SmartNews высказали свое мнение по поводу того, нужно ли прорабатывать рейтинг учебников и пособий и какую роль в этом вопросе могут сыграть школьные учителя. 

Всевозможные рейтинги в сфере образования становятся всё популярнее в России. В январе Министерство культуры РФ опубликовало список «100 фильмов для школьников», затем в Минобрнауки определили «100 книг по истории, культуре и литературе народов России». Теперь в рамках проекта по мониторингу использования учебников в школах планируют создать автоматизированную систему для формирования федеральных списков книг. В Минобрнауки считают, что нужно создать не только рейтинг, а целое информационное пространство, отражающее качество и востребованность учебников. При этом свой вклад должны будут внести и учителя: ведь, в отличие от ученых, им гораздо проще оценить важность того или иного пособия, так как они постоянно погружены в учебный процесс, пишут «Известия».

— Сейчас наряду с традиционными программами используются и современные, экспериментальные. Многие преподаватели говорят о том, что устоявшиеся варианты обучения и соответствующие учебники проработаны тщательно, до мелочей, с ними удобно работать. Новые методики интересны, но пока еще недостаточно отшлифованы и предназначены скорее для очень талантливых педагогов.

Прислала
Дарья Липина

Ведущая новостей, Россия 24, ГТРК Удмуртия

Проходили практику на 4-м курсе обучения, предмет — русский язык и литература. По загрузке только 5-й класс, у всего курса. И почти у всех разные учебники. Стоит ребенку перейти в другой класс, с другим профилем, например, и ему придется учиться уже по другим учебникам. При таких условиях явные пробелы и недочеты в обучении налицо. Какая уж тут эффективность учебников! Нет, серьезно, как можно выверить эффективность учебников в сфере, где важнее всего человеческий фактор — от элементарной частоты посещений занятий ребенком до возможностей учителя максимально вложиться в объяснение материала. При обучении на самом отвратном учебном издании ученик может знать программу на пять с плюсом. И при самом крутом учебнике может возникнуть обратная ситуация. И к чему приведет этот рейтинг? К тому, что родители на собраниях будут говорить: «Как же мой ребенок мог получить двойку по литературе, у нас же самый эффективный учебник из того самого рейтинга!»

Я, правда, не знаю, лучше будет, если появится «единый учебник» (кстати, кому в первую очередь от этого будет лучше?!), или нет, но я точно могу сказать, исходя из своего личного опыта, что учебник на уроке — это полдела, это введение в тему, это определения основных терминов, но никак не показатель эффективности обучения. Зачем же тогда нужен был бы учитель?

Эта инициатива отчасти связана с мнением министра образования Дмитрия Ливанова. Ранее он говорил, что содержание учебников должно определяться общественными интересами, а не редакционной политикой издательств. Многим экспертам инициатива Минобрнауки видится довольно перспективной, важно только продумать каждый вопрос основательно.

— Формирование учебного контента — очень непростой вопрос. И в сравнении с тем, что было раньше, например в 1990-е или 2000-е, — это шаг вперед. Система подбора учебников до сегодняшнего дня была субъективной — это был вопрос, скорее, финансовый и политический. Если в новый процесс вовлекут общественность, мыслящую аналитически, то это станет чем-то новым.

Прислал
Владимир Доценко

инженер

Нужно было начинать это дело лет 20 назад. Теперь реальные результаты увидим минимум лет через пять, а жаль. Сколько затрачено средств на так называемые учебники, и сколько учеников изучало эту макулатуру.

Видео

Прислал
Владимир Музыченко

Журналист, блогер.

То, что происходит сегодня с учебниками, а точнее, с их невероятно огромным и ничем не оправданным количеством, не поддается разумным объяснениям. Это — чистой воды бизнес и, как говорят в кино, ничего личного. Учебники выпускают все, кому не лень, вернее — у кого есть на это средства и… «мохнатая рука» в соответствующих министерствах и ведомствах, от воли которых зависит дать «добро» на печатание того или иного учебника или отказать. Ну, а раз у нас ежегодно появляется такое огромное количество этих учебников, значит, «добро» дают чаще, чем отказывают. Вот и весь секрет этой проблемы. Ну а уж если учебник стал таким же средством наживы, как, скажем, продажа попкорна в кинотеатре, то нечего говорить и о качестве — это совершенно ясно! И никакие рейтинги не поставят заслон тому валу низкопробной учебной литературы, который захлестывает рынок. А потом мы еще удивляемся, отчего это уровень нашего образования падает. Вы спросите любого математика с ученой степенью, и он вам скажет, что лучшим учебником всех времен и народов был… советский учебник. Он был прост и доходчив. Примерно то же самое можно сказать и об учебниках по другим предметам. Вы только посмотрите, что наворочали авторы в современных учебниках по литературе для старших классов! Мало того, что там даются задания типа написать изложение по «отрывку из обрывков», так еще и вопросы ставятся такие замысловатые, что на них сложно ответить не только малоначитанному старшекласснику, но и человеку, профессионально занимающемуся литературой!

Мое предложение — немедленно прекратить эту вакханалию с изданием всё новых и новых учебников, маловразумительных по содержанию, зато ярких по форме (как вредные конфетки в яркой обертке!). Для этого нужна всего одна вещь — воля Минобрнауки. И ничего более.

Чиновники считают, что создание рейтинга сможет повысить эффективность отбора учебных пособий. И хотя эксперты в целом поддерживают инициативу Минобрнауки, некоторые всё же сомневаются, что ее удастся реализовать. Так, глава профсоюзов работников образования Андрей Демидов считает, что данный рейтинг задумывается отнюдь не в интересах преподавателей и учащихся. По его мнению, министерству важно создать некое публичное обоснование планов создания единого учебника и подвести общественное мнение к тому, что учителя сами не хотят использовать разные учебники. Так это или нет — покажет время.

Прислала
Екатерина Елизарова

Мое мнение (как человека, получившего старое доброе школьное образование и диплом преподавателя русского языка и литературы): то, что творится сейчас со школьными учебниками, можно охарактеризовать одним точным словом — бардак! Я предлагаю «образовательным» министрам ответить на 2 вопроса. Почему у двоечников, которые 20 лет назад проходили предметы по старым одинаковым учебникам, кругозор гораздо шире, знания — крепче, чем у нынешних отличников? И второй вопрос: какова прибыль от продажи бестолковых учебников, которые навязывают школам, а школы — родителям несчастных учеников? Сейчас написание учебников поставлено на поток. А от потока никогда не было пользы. И никакой рейтинг учебников не спасет школьников от каши, которую им запихивают в головы.

Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать ее соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

Дочка подошла посоветоваться:

— Может, мне репетиторством заняться?

— Французский?

— Нет, русский. Студенты-первокурсники не в состоянии говорить по-русски…

— Что, столько иностранцев?

— Нет, наши, русские. На ЕГЭ их натаскали, а говорить по-русски и элементарно излагать мысли не учили. Они ни преподавателей не понимают, ни сами толком мысль выразить не могут, если только не короткими смсками…

Я не к тому, что ЕГЭ плох или хорош. Переход на ЕГЭ, на самом деле, закономерен.

Оказывается, оценить уровень обучения (опять же — не ЕГЭ, а самого обучения) по количеству отличников и поступивших в вуз невозможно: и те кто платит, и бюджетники одинаково малограмотны. А это зависит не от ЕГЭ, а от учебников и обучения. И только это объективный критерий.

Но с поступившими в вузы понятно, а со всеми остальными как?

Прислала
Ольга Неважно

Согласна со всеми выступавшими. Надо приходить к ЕДИНОМУ учебнику, ориентируясь на советские учебники и программы. Ну если только сделать 2 вида — для обычной школы и для лицеев. Или единый учебник, но с дополнительными учебниками для лицеев и гимназий.

Но то, что сейчас творится надо срочно прекращать. Пример. У моего сына в 10-11 классе начались проблемы с литературой (хотя, в принципе, не дурак). Посмотрела его учебник…. Что написано, поняла только после второго прочтения (по диплому я филолог). Пришлось доставать свои вузовские учебники. С переходом на них проблемы у сына с литературой закончились….

Автор

Анастасия Савельева

Над статьей работали

Екатерина Елизарова, Ольга Неважно, Владимир Доценко, Дарья Липина, Анатолий Губарев, Нелли Шестопалова, Владимир Музыченко

2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 28 января 2013, 15:49, Изменено: 28 января 2013, 15:59

Дочка подошла с посоветоваться:
- Может, мне репетиторством заняться?
- Французский?
- Нет, русский. Студенты-первокурсники не в состоянии говорить по-русски...
- Что, столько иностранцев?
- Нет, наши, русские. На ЕГЭ их натаскали, а говорить по-русски и элементарно излагать мысли не учили. Они ни преподавателей не понимают, ни сами толком мысль выразить не могут, если только не короткими смсками...

Я не к тому, что ЕГЭ плох или хорош. Переход на ЕГЭ на самом деле закономерен.
Оказывается, оценить уровень обучения (опять же - не ЕГЭ, а самого обучения) по количеству отличников и поступивших в вуз невозможно: и те кто платит, и бюджетники одинаково малограмотны. А это зависит не от ЕГЭ, а от учебников и обучения. И только это объективный критерий.
Но с поступившими в вузы понятно, а со всеми остальными как?

Отмечено
редакцией

Ольга Неважно 30 января 2013, 16:52, Изменено: 30 января 2013, 16:55

Согласна со всеми выступавшими. Надо приходить к ЕДИНОМУ учебнику, ориентируясь на советские учебники и программы. Ну если только сделать 2 вида - для обычной школы и для лицеев. Или единый учебник, но с дополнительными учебниками для лицеев и гимназий.
Но то, что сейчас творится надо срочно прекращать. Пример. У моего сына в 10-11 классе начались проблемы с литературой (хотя, в принципе, не дурак). Посмотрела его учебник.... Что написано, поняла только после второго прочтения (по диплому я филолог). Пришлось доставать свои вузовские учебники. С переходом на них проблемы у сына с литературой закончились....

Добавить комментарий

Новое на сайте