«Победа». Легендарный ГАЗ-М-20

17
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе, носившем тогда имя В.М. Молотова, собрали первую партию пятиместных легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» с 50-сильным четырехцилиндровым двигателем. Этот автомобиль выпускался вплоть до 1958 года, за этот период было собрано более 240 тыс. машин. Они пользовались спросом и большой популярностью у граждан Советского Союза. 

Как создавалась «Победа»

В 40-е годы автомобили, выпускавшиеся на Горьковском автозаводе, сильно устарели, и в 1943 году завод получил правительственное задание создать новую легковую машину. Тогда же, в 1943 году, художником В. Бродским были сделаны первые зарисовки будущего облика легкового автомобиля среднего класса. На этих эскизах впервые появляется кузов с покатой задней стенкой. Но эскизы обрели конечный облик лишь после работы над ними Вениамина Самойлова, художника-конструктора завода. В начале работы над проектом разрабатывались автомобили и с четырехцилиндровым, и с шестицилиндровым двигателем. Двигатель первой версии «Победы» имел совершенную конструкцию, благодаря чему обеспечивался меньший расход топлива.

Но двигатель с шестью цилиндрами также имел свои преимущества: эта версия машины имела схожую конструкцию со многими европейскими моделями и могла даже составить им конкуренцию, но была неэкономична. В итоге разработка «Победы» с шестью цилиндрами была свернута и машина окончательно была собрана с двигателем с четырьмя цилиндрами. В 1944–1945 годах были собраны опытные образцы ГАЗ-25, они сильно отличались от тех автомобилей, которые были позже запущены в серийное производство. На их радиаторе была установлена решетка из трех этажей, подфарники на ГАЗ-25 также имели более сложную форму, чем на серийных моделях. На «Победу» были поставлены колеса от ГАЗ-М-1.


Двери же открывались по направлению вперед, так как были повешены на задние петли. Тогда же, в 1945 году, после предварительного тестирования и пробега совместно с зарубежными и советскими аналогами, высшее партийное руководство наконец смогло увидеть «Победу». Для серийного производства была выбрана машина с двигателем из четырех цилиндров, модели было присвоено название М-20.

Начало производства

28 июня 1946 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые машины «Победа». Правда, на момент выпуска первой серии было много недоработок и автомобили фактически вышли на рынок еще сырыми, в этот год было собрано лишь 23 машины. Но уже в 1947 году производство сильно возросло, были устранены многие недочеты, и в апреле машину серийного производства продемонстрировали товарищу Сталину.

Спустя год, в феврале 1948-го, была выпущена тысячная «Победа», она значительно отличалась от своего первого прототипа: решетка на радиаторе состояла уже всего из двух этажей, а хромированные ободки фар были заменены ободками, окрашенными в цвет кузова. В конце 1948 — начале 1949 года производство автомобилей было временно прекращено, эта передышка нужна была для того, чтобы конструкторы могли еще лучше усовершенствовать модель ГАЗ-20. С 1 ноября производство новых, модернизированных «Побед» стало вестись в совершенно новых корпусах завода, которые были оснащены по последнему слову техники, количество выпускаемых единиц машин резко возросло.

В то же время модель быстро набирала популярность не только среди среднего класса населения. На испытании ядерной бомбы в августе 1949 года использовалось десять новых автомобилей «Победа», выпущенных по новой технологии. Тогда же был поставлен новый корпус с отопителем, который позже стал использоваться на всех автомобилях. А те машины, что были выпущены раньше, вернулись на завод для устранения дефектов. 1949 год стал знаменательным для модели ГАЗ-20 «Победа»: создатели машины получили Сталинскую премию.

А в 1950 году модель снова была улучшена: на нее была установлена совершенно новая коробка передач, снабженная рычагом управления, находящимся сбоку от рулевого вала.


Фото: Andrey Sudarikov/Wikimedia Commons

Эмблема на «Победе»

Первоначальный проект автомобиля предусматривал идентификационный номер ГАЗ-25 и название «Родина», которые позднее были заменены на ставшие известными повсеместно «двадцатку» и «Победу». Цифра 20 впоследствии стала служить обозначением ряда новых моделей, которые стали изготавливаться на Горьковском автозаводе. Они обладали двигателями уменьшенного типа и малолитражным рабочим объемом, но все же были более совершенны, чем модели «единицы». К таким моделям относилась, например, «Чайка», имеющая идентификационный код ГАЗ-14.

Интересно, что ко времени выпуска «Победы» у завода еще не было собственной эмблемы, для каждой модели автомобиля обычно разрабатывался уникальный знак, который крепился на кузов машины. Такая же уникальная эмблема была разработана и для «Победы» — ей стала красная буква «М», которую толковали двояко. В ней содержался намек и на зубцы Нижегородского кремля, и на летящую чайку, которая с давних времен является символом Волги. Буква «М» была также выбрана неслучайно, она указывала на официальное название модели, которое было дано ей в честь народного комиссара В.М. Молотова — «Молотовец. Двадцатая модель». Такое официальное название сохранялось за «Победой» вплоть до конца 1950 года. Красный цвет был цветом флага СССР, а размещавшаяся в центре буквы «М» цифра 20 указывала, как уже говорилось, на идентификационный номер модели.


Фото: joost j. bakker/Wikimedia Commons

Основная особенность – кузов

Самой важной особенностью в строении автомобиля «Победа» был его кузов. Выбранный конструкторами силуэт кузова был хорошо обтекаем, что позволило машине со слабым двигателем и достаточно большим весом набирать хорошую скорость. Форма кузова была новаторской — она не имела крыльев по бокам, что и улучшило аэродинамику модели. Кроме того, кузов «Победы» был значительно ниже, чем кузова автомобилей того времени, разница составляла чуть ли не 1600 миллиметров в высоту. Таким образом была изменена и высота сидений, что позволило более рационально разместить пассажиров в салоне.

Тряска в салоне стала менее ощутима, так как подушки сидений были значительно снижены. Несмотря на то что двигатель, установленный на «Победе», был лишь четырехцилиндровым, автомобиль мог развивать скорость, доступную машинам с двигателями в шесть цилиндров. А при равномерном движении машина расходовала очень малое количество топлива — не более 22 литров на 100 километров пути, что для того времени неплохой показатель, хотя сейчас это представляется катастрофически высоким расходом.

Интересной особенностью ГАЗа-20 была возможность проникнуть через салон в багажник, так как эти части автомобиля непосредственно сообщались. Также на этой модели впервые появился вместительный багажник, правда крышка его была довольно тяжелая, а поднимать ее и удерживать приходилось вручную.


Продажа за границу

ГАЗ-20 «Победа» стал одним из первых советских автомобилей, экспортирующихся за границу, также экспортировался знаменитый «Москвич-400». Большим спросом «Победа» пользовалась в Финляндии, где она широко использовалась местными таксистами, а также в Бельгии, стране, которая традиционно закупала советские машины.

Стоит отметить, что история такси в Финляндии как раз и началась с «Побед». В 50-е годы ГАЗ-20 получила распространение и в Англии, где о ней были оставлены довольно приятные отзывы. В 1952 году в английском журнале Motors была написана статья после тест-драйва «Победы», где советская машина была названа «интересной». При этом было отмечено хорошее качество изготовления и комфортабельность салона, но при этом как минус упоминается шумность. В 1953 году «Победа» упоминалась в статье американского Cars, где отмечался необычный и новаторский дизайн советского автомобиля, правда недостатками, по версии журнала, являются недостаточная мощность, а также вес конструкции машины.

Еще одна американская газета, Science and mechanics, пишет об устаревшей конструкции ГАЗ-20 и маломощном двигателе. Кроме того, автора статьи возмущает и использование при изготовлении ручного труда. Но при этом снова отмечается высокое качество конструкции и продуманность каждой детали автомобиля.

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работал

Андрей Матвеев

6 комментариев к материалу.

Вячеслав Соколов 28 июня 2014, 18:58

60 лет назад это был очень хороший автомобиль. Продавался по цене 16 тысяч рублей (образца 1947 г.). Это было дорого, но за "Победами" записывались в очередь. В статье удивило то, что даже в Бельгии бвл спрос на советские авто.. При Сталине в стране умели делать всё и не хуже Запада

Роман Кравчук 29 июня 2014, 14:53

Этот автомобиль сразу ассоциируется с советской эпохой. Сейчас кое-где ещё сохранились экземплярчики. Не машина, а целая история.

Карина Галамова 29 июня 2014, 14:55

Интересная статья, спасибо. У скольких людей была такая машина... Мне сразу вспоминается фильм "Москва слезам не верит" и фраза: "На ней ещё мои внуки ездить будут!"

Анатолий Дубинский 29 июня 2014, 16:50

"Кузов «Победы» был значительно ниже чем кузова автомобилей того времени, разница составляла чуть ли не 1600 мм в высоту"

Скажите, господа дорогие, вы считать умеете?
Высота "Победы" ГАЗ М-20 - 1590-1640 мм в зависимости от модели. То есть, по-вашему, тогдашние легковые автомобили были высотой 3200 мм или 3,2 метра?
Например, у грузового автомобиля ГАЗ-АА высота 1870 м, у знаменитой "эмки" - 1870 мм. Т.е. "эмка" всего на 13-18 мм выше "Победы". Но не полтора метра!

Пожалуйста, будьте внимательнее!

Анатолий Дубинский 29 июня 2014, 16:51, Изменено: 29 июня 2014, 16:55

Прошу прощения! У "эмки" высота 1780 мм

Виктор Швецов 30 июня 2014, 22:03

дизайн Победы слизан с амеровских тачек , скорее всего ,
с Форда . в статье же об этом - ни слова .

Добавить комментарий

Новое на сайте