Польша оставила под арестом бывшего зампрокурора Александра Игнатенко, фигуранта громкого дела об игорном бизнесе в Подмосковье. Польский суд полагает, что так лучше для следствия, а правозащитники боятся, что в России Игнатенко будут пытать.
5 октября окружной суд польского города Новы-Сонч в очередной раз продлил (на этот раз на четыре месяца, до 9 февраля 2013 года) срок так называемого временного ареста бывшему первому заместителю прокурора Московской области Александру Игнатенко. В течение ближайшей недели польский Минюст (а в его компетенцию входит принятие окончательного решения о возможности экстрадиции г-на Игнатенко в Россию) намерен решить судьбу беглого российского чиновника. Напомним, в феврале 2012 года этот же самый суд постановил выдать Игнатенко (обвиняемого в получении взяток на сумму 47 млн рублей и нескольких случаях мошенничества, объявленного в международный розыск и задержанного в Польше) России. В постановлении суда, в частности, говорится, что «только продление временного ареста обеспечит надлежащий ход дальнейшего следствия по делу об экстрадиции в связи с наличием обоснованного опасения, что Игнатенко помешает ходу уголовного следствия, что он может покинуть Польшу и будет скрываться от российских следственных органов».
Хотя апелляционный суд в Кракове оставил в силе постановление суда в Новы-Сонче, решение по делу Игнатенко (согласно польским законам окончательное решение — выдавать или не выдавать — находится в компетенции министра юстиции) так и не было принято. Дело в том, что еще в феврале этого года сотрудник варшавского Хельсинкского фонда прав человека Яцек Бялас направил в различные инстанции «Справку о состоянии прав человека в РФ и мнение Хельсинкского фонда прав человека в связи с правовой возможностью выдачи г-на Александра Игнатенко в Российскую Федерацию». В ней пан Бялас, подробно осветив процессы Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Сергея Магнитского, сделал вывод, что «в случае выдачи Александра Игнатенко Российской Федерации может дойти до нарушения его (Игнатенко. — Ред.) прав и свобод, включая невозможность обеспечения ему справедливого судебного процесса, обречение его на пытки и жестокое, бесчеловечное либо унижающее его обращение или наказание, а также содержания его в условиях, нарушающих права человека». Кроме того, полагает пан Бялас, г-н Игнатенко может просто не дожить до суда, потому что с ним могут расправиться или же создать ему невыносимые условия содержания еще в следственном изоляторе.
Видео
Несмотря на неоднократные заявления официального представителя СК РФ Владимира Маркина о том, что жизни г-на Игнатенко ничто не угрожает, после личной встречи пана Бяласа с руководством Минюста Польши вице-министр Михал Круликовский направил председателю СК Александру Бастрыкину письмо с требованием предоставить «письменные гарантии того, что г-ну Игнатенко после его выдачи в Россию не будет вынесен смертный приговор, что его не будут пытать или же истязать и что тот сам сможет выбрать себе адвоката». Странно, но ответ из Москвы был получен лишь на днях.
Власти Польши категорически отказываются как бы то ни было связывать вопрос о выдаче Игнатенко России с ожидаемой передачей Польше обломков разбившегося 10 апреля 2010 года под Смоленском президентского Ту-154.
«Естественно, было бы безответственным и несерьезным, также в связи с этим прокурором, трактовать его в категориях бартерной торговли. Есть определенные процедуры, которые мы должны выполнить для того, чтобы принять решение (об экстрадиции Игнатенко. — Ред.). В данный момент я не представляю себе, каким будет это решение: выдадим мы пана Игнатенко или нет», — указал министр юстиции Польши Ярослав Говин, добавив, что Польша «совершенно определенно ожидает от российской стороны гарантий должного обращения (с Игнатенко. — Ред.), которое соответствует всем стандартам международного права».
1 комментарий к материалу.