Модерн для России — гораздо больше, чем направление в живописи или архитектуре: это часть среды (а можно непочтительно выражаясь современным языком, сказать «тусовки»), которая оставила свой неповторимый след в русской культуре.
Возможно, самым интересное и яркое имя в архитектуре московского модерна — Лев Кекушев. Имя и работы его известны, а про него самого мы не знаем почти ничего, кроме стандартных сведений: родился, учился, женился, умер… стоп! Мы не знаем, где и когда умер этот замечательный человек, мы не знаем, где он похоронен, мы ничего не знаем о последних годах его жизни. Другой парадокс: самый большой и выдающийся проект Кекушева, гостиница Метрополь приписывается другому, а вклад Кекушева сводится к «один из…».
Я не знаю, почему так трагически не везло и в жизни и в посмертной памяти этому человеку. Я просто хочу пройтись с вами по небольшому кусочку Москвы, где он жил, творил и был счастлив. Отправной точкой станет хорошо известный москвичам «дом Маргариты» на Остоженке, 21. Небольшой красивый особняк замечательно соответствует духу и описанию Булгаковского романа, а по жизни его строил для своей семьи преуспевающий архитектор Лев Николаевич Кекушев, сюда он въехал в 1903 году с любимой молодой женой и тремя маленькими детьми. Здесь что-то надломилось в его семье и его судьбе. Есть косвенные данные, что Анна Кекушева, как и Булгаковская Маргарита, полюбила другого. Да только в жизни брошенным оказался Мастер…
Поблизости можно посмотреть еще не меньше восьми домов, к которым «приложил руку» Кекушев: Остоженка 17,19 и 24, Гоголевский бульвар, 4 и 21, Пречистенка, 21 и 28, Глазовский переулок, 8. Мне кажется, они много говорят о своем создателе. О его жизнерадостности, жизненной и творческой смелости, увлеченности делом, безудержной фантазии, сочетавшейся с точным расчетом градостроителя. Таким он был в самые счастливые и продуктивные свои годы.
Полную версию текста читайте в блоге http://moscow-i-ya.livejournal.com/
1 комментарий к материалу.