Фото: Кирилл Комаров
Около месяца назад я отправился на очередную фотопрогулку по Москве. Маршрут выбирался спонтанно, буквально – пальцем в карту. Таким образом, я оказался между двух Басманных улиц – Старой и Новой. Не найдя ничего примечательно в здании Минтранса и паре домов советской архитектуры, я углубился во дворы. В какой-то момент я даже засомневался в существовании прохода, встретив надпись о приближении к тупику, но продолжил путь и вдруг моему взору предстал обветшавший жёлтый дом с угловой башенкой…
Конторский дом на Басманной
Сказать, что найти информацию об этом доме было сложно – ничего не сказать. Привычный источник информации, Викимапия, хранила практически полное молчание, а поиск в Интернете привёл к такому вольному описанию:
«У меня подруга здесь жила. Это как раз был вход, потом лестница на 3 этаж. У неё было три комнатёнки с малюсенькими окошками в коммуналке. Ванна стояла на кухне, отгороженная типа ширмой, видны были ноги и голова. Плита была чёрная с крыльями. В коридоре общем маленькие окошки. А левее, где стоит машина, глухая стена. Можно фильмы снимать, одно из немногих оставшихся нетронутых мест в Москве. Она мне говорила, что здесь раньше был каретный сарай, потом конюшня, затем пристроили третий этаж и заселили народом…. Ещё ей соседи рассказывали, что здесь в прошло детство В. Спивакова.»
Что-то щёлкнуло у меня в голове, и я, как сумасшедший, в течении месяца регулярно наведывался в этот двор, искал о нём информацию, фотографировал. Однажды мне даже удалось обманным путём попасть внутрь. Но обо всём по порядку.
Попасть во двор дома можно двумя путями: через бывшие въездные ворота, ныне демонтированные, или через арку со стороны Новой Басманной.
Дом поразил меня своим необычным для Москвы архитектурным стилем и формой. Словно ракушка, он красив как с внешней стороны, так и внутренним двором.
Согласно скудной информации, найденной мною на первых порах, дом был построен «до 1917 года», то есть около ста лет назад. Не думаю, что ошибусь, если предположу отсутствие ремонтов с самой даты постройки дома.
Особое внимание привлекают множественные архитектурные детали. Самое интересное, что все они реализованы с помощью искусной кирпичной кладки.
Кладка кое-где, в силу возраста, уже изрядно обветшала, а где-то частично подменена новыми кирпичами.
Даже на протяжении одной стены, внешней, бросается в глаза неравномерность разрушения. Свою роль играет и разношёрстность населения дома (он жилой, и лишь на первом этаже располагается фирма с загадочным названием «КСТТ»). Кто-то старается поставить современные пластиковые окна и подкрашивает внешние стены,а кто-то живёт со старыми деревянными рамами и дверями, созданными ещё до исторического материализма.
Кстати, дом, по всей видимости, подвергался перестройке, о которой говорит заложенная оконная арка в стене.
В один из дней мне удалось попасть внутрь одной из башенок (всего их две), выполняющих роль подъездов. Внутри обнаружилась винтовая лестница, по всей видимости – после реконструкции. Ощущения как в средневековом замке!
Двери в квартиры ещё помнят голос Сталина в радиоприёмниках. С замиранием сердца думаешь, что же они успели повидать на своём веку и сколько им ещё осталось жить…
Стоит заметить, что в доме всего 6 квартир, но нумерация начинается с числа 20. Разгадка в том, что остальные квартиры расположены в соседних домах. Как я люблю говорить, не надо искать логику там, где её нет.
Ну а всё же – что это за дом?
Как мне удалось в конце концов выяснить, этот дом не что иное, как контора огромного доходного дома Московского Басманного Товарищества, находящегося в непосредственной близости. Архитектор проекта, Адольф Зелигсон, пытался создать из дворов декорацию средневекового европейского города, что, по моему мнению, ему в некоторой степени удалось.
Дом этот сочетает в себе как различные архитектурные стили, так и заметно различающиеся по степени отреставрированности фасады. Порой нельзя не задуматься о потенциальном кирпиче, целящемся в твою макушку…
В 80-х годах 20-го века доселе жилой дом расселили и отремонтировали на советский лад. А незадолго до этого дом являл собою жуткое зрелище. В почти пустом доме остались только старики, и, поскольку им было тяжело ходить, они выбрасывали мусор прямо из окон. Вскоре внутренний двор, похожий на высокий гулкий
После реконструкции дом был преобразован в «бизнес-центр» все его квартиры отдали конторам и конторкам. В таком состоянии дом находится и сейчас.
Архитектурно он даже более интересен, чем дом конторщика, но и описан гораздо лучше. Поэтому ограничусь лишь парой деталей.
Я считаю, что сохранение таких малоприметных зданий – очень важная задача. Наряду со всем известными памятниками архитектуры, такие незаметные на первые взгляд дома и дворы создают тот самый неповторимый разнородный облик Москвы. Ведь, как известно, впечатление создаётся из мелочей.
Ссылка на пост в ЖЖ: http://urbanomica.livejournal….