Репортаж для конкурса. Тайны Останкинского дворца

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислал
Кирилл Комаров
Прислала
Евгения Белоусова

сценарист, журналист

Останкинский дворец, уникальный памятник архитектуры 18 века, был закрыт на глобальную реставрацию в 2012 году. Деревянный дворец (Да-да! Он полностью деревянный и лишь ошкукатурен под камень!), построенный в качестве загородной увеселительной резиденции, никак не собирались возводить на века, такого даже в планах у Николая Петровича Шереметьева не было. И честно говоря, это просто чудо, что дворец сохранился в своем оригинальном виде в нашем климате, по идее, он должен был сгнить еще лет 150 назад. Герб Шереметьевых, который венчает портик с колоннадой, содержит надпись «Deus conservat omnia», что в переводе с латыни означает «Бог сохраняет все». И действительно веришь в эти слова, глядя на дворец. Его сохранил Бог… и гениальные реставраторы. Дворец пережил несколько реконструкций. Сейчас перед реставраторами стоит сложнейшая задача. Дело в том, что приусадебный парк расположен под наклоном ко дворцу, и вся влага от дождей и талого снега веками стекала под дворец и разрушала фундамент. Сейчас для того, чтобы сохранить дворец, необходимо решить вопрос с отводом воды. Работы проводятся сложнейшие. Если все пройдет удачно, мы с вами сможем посетить обновленный дворец в 2016 году. А пока он закрыт, я проведу вам экскурсию и раскрою несколько тайн этого потрясающего места.

Гости графа Шереметьева приезжали сюда развлекаться, и сюрпризы поджидали их на каждом шагу. Представление начиналось еще на подъезде к усадьбе. Так к приезду в 1997 году Павла I Николай Петрович Шереметьев приказал подпилить деревья, стоявшие вдоль просеки. К верхушкам привязали веревки, и в тот момент, когда карета Павла I приблизилась, крепостные потянули за веревки, и деревья стали падать в разные стороны и расступались перед императором, как театральный занавес. И вот когда «занавес» открылся, за ним предстала чудесная картина: ровная гладь пруда, своей безупречной формой напоминавшая сцену, а за ней, как театральная декорация, располагался архитектурный ансамбль усадьбы. Павел был шокирован и восхищен.

Во дворце на каждом шагу гостей поджидали обманки. Вроде бы массивные бронзовые канделябры на деле оказывались деревянными, идеально отполированные мраморные колонны — картонными, а чудесная лепнина так и вообще была сделана из папье-маше, то есть из бумаги! Не думайте, пожалуйста, что граф Шереметьев решил сэкономить на строительстве, он был рад удивить гостей тем, что один материал мог выглядеть абсолютно, как другой, интерьеры, таким образом, подчеркивали театральность места.

На втором этаже в конце анфилады установлено огромное зеркало во всю стену. Вся анфилада отражается в нем и зрительно увеличивается в два раза. И если в помещении достаточно много народа, так, что ты не можешь сразу отделить свое отражение от других людей, то легко можно вписаться в это зеркало, не заметив, что это очередная обманка.

Итальянский павильон приглашал гостей уединиться в кабинетцах, устроенных по углам павильона. Вот так выглядят кабинетцы. (Чтобы посмотреть фотографии, вставленные в нужные места текста, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://sky-hexe.livejournal.co…)

От основного павильона кабинетцы отделялись плотными занавесями, которые можно было задернуть. Атмосфера очень располагала к интимным разговорам и не только. Думаю, что не однажды там были украдены поцелуи и нежные прикосновения. Обратите внимание на зеркало, расположенное напротив окна. Изнутри кабинетца зеркало выглядело вполне обычно и не вызывало подозрений. Но хозяин, весельчак и выдумщик, установил здесь не обычные зеркала, а односторонние. С обратной стороны, из прохода в галерею, зеркала абсолютно прозрачны, и все проходящие мимо, могли лицезреть то, что творилось в этот момент в кабинетце. Представьте себе, уже в конце 18 века существаоали такие технологии! Представьте себе лица тех, кто, вдоволь нацеловавшись, выходил к людям и сначала недоуменно ловил двусмысленные улыбки в свой адрес, а потом обнаруживал секрет зеркал!

Но главный сюрприз всех ждал впереди — театр!

Театр – это сердце Останкинского дворца. Он абсолютно уникален в своем роде, наполнен секретами и сюрпризами. Когда гости заходили в театр первый раз, чтобы посмотреть спектакль, зал представал перед ними вот в таком виде:

(Чтобы посмотреть фотографии, вставленные в нужные места текста, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://sky-hexe.livejournal.co…)

То есть вполне классический театральный зал с оркестровой ямой, партером, амфитеатром, ложами бельэтажа и графской ложей по центру. Под потолком еще имелись окошечки – это галерка, там ютились крепостные, которым тоже дозволялось приобщиться к театральному искусству.

А вот после получасового антракта гости возвращались в тот же зал и находили его уже вот в таком виде:

(Чтобы посмотреть фотографии, вставленные в нужные места текста, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://sky-hexe.livejournal.co…)

За полчаса зал трансформировали из театрального в бальный. Выносили все кресла партера и графскую ложу, которая была съемной. Лавки амфитеатра задвигали вниз в трюм и настилали второй уровень пола вровень со сценой, получался абсолютно ровный пол, по которому можно было танцевать. Окошки галерки закрывали специальными щитами, и расписанный потолок становился таким же ровным, как пол, скрывая последние следы того, что еще совсем недавно тут был зрительный зал.

Эта часть театра, то есть зрительный зал освещался вот такой люстрой. (Чтобы посмотреть фотографии, вставленные в нужные места текста, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://sky-hexe.livejournal.co…)

Во время бального отделения люстра висела низко, как на фотографии, а вот когда на сцене начиналось представление, люстру поднимали выше к потолку. Поднимали ее с помощью вот такого механизма, который называется «ворот» и находится в верхнем машинном отделении. Его крутили и трос, на котором висела люстра, наматывался на ворот.

Поскольку дворец полностью деревянный, в том числе и плафон над зрительным залом, а люстра, разумеется, была со свечами, а не электрическая, возникала угроза пожара. Чтобы избежать возгорания, за плафоном над люстрой крепится рогожа, со специальной пропиткой.

А рядом с люстрой в потолке находится люк. В тот момент, когда люстру поднимали к потолку, этот люк открывался и оттуда спускался специальный медный начищенный щит, который устанавливали под наклоном так, чтобы он перенаправлял свет свечей люстры на авансцену. (Кстати, свет в зрительном зале во время представления в 18 веке не гасили).

К сожалению, механизм не сохранился, но вот так выглядит люк с ограждением для этого механизма сверху из машинного отделения.

Это все были тайны только зрительного зала. Теперь давайте посмотрим на сцену. Обратите внимание на колонны. Они кажутся мраморными, но на самом деле они картонные. Более того, их можно было передвигать. Внизу они двигались по направляющим рельсам, а сверху крепились крюками. Во время представления все колонны стояли у стен, а вот на бальное отделение их выставляли такой вот колоннадой.

Также обратите внимание на потолок сцены. Роспись плафона нанесена не на штукатурку, как можно было бы подумать, а на холсты. Холсты натягивались на деревянные рамы, а рамы складывались. Таким образом, потолок этот съемный. Здесь он находится тоже в бальном варианте, а во время представления его убирали, чтобы открыть верхнее машинное отделение и дать возможность работать многочисленным машинам, обслуживавшим сцену. На фотографии вид плафона сверху, видны рамы и подвесные конструкции.

Прямо над авансценой, то есть практически над головами зрителей находится машина грома. Специально, чтобы от внезапного грохота гостей переколбашивало. Макет этой машины выставлен в экспозиции дворца, а вот так выглядит настоящая машина в подсобке.

Вместе с машиной грома запускали машину дождя. Это желоб, который был проложен в стене от верхнего машинного отделения до нижнего машинного отделения. Изнутри этот желоб обит изогнутыми металлическими пластинками. Сверху в желоб сыпали либо дробь, либо сушеный горох. Когда горошинки стукались о металлические пластинки, возникал звук дождя. В это время по авансцене сыпали муку из толченого риса, она переливалась и блестела, казалось, что действительно идет дождь.

На сцене сбоку на высоте метров трех находится дверь в никуда. Это «Машина славы», точнее ее часть. Из-за этой двери выплывали облака, на которых сидели боги, а также вылетали всякие ангелы и прочие парящие создания.

Многочисленные страховочные крепежи и система несущих канатов крепились к огромным валам. На фотографии только фрагмент длинной линии этих воротов. Интересно, что страховка была устроена таким образом, чтобы не сдавливать грудь актерам, дабы они могли петь. Если присмотреться, то за валом в углублении можно разглядеть машину ветра :-)

Ну а в качестве бонуса мы поднимемся на самую верхнюю точку дворца – в бельведер. Туда ведет вот такая узенькая лестница, которая под конец переходит в винтовую лестницу.

Бельведер вообще-то должен был служить смотровой площадкой. Но на самом деле практически не использовался. Окна там хоть и красивые, но маленькие. Лишь в ходе одного парадного приема гости поднимались на бельведер. А обжит бельведер был детьми, которые во все времена любили чердаки, потайные лестницы и тайные ходы. Жутко завидую им, это реально мечта моего детства. Впрочем, я бы и сейчас не отказалась расположить там свой штаб. Из бельведера вид на Москву ничуть не хуже, чем с Останкинской башни.

Я очень надеюсь. что всю эту красоту мы сможем вновь увидеть в 2016 году, когда снимут строительные леса и откроют дворец для посещения. Ну а пока вы можете погулять по прекрасному парку, прилегающему ко дворцу. Территорию Останкинского парка тоже реставрируют, выкладывают дорожки булыжником, восстанавливают лавочки по сохранившимся чертежам. Но самое главное, что на отданной усадьбе территории планируется восстановить утраченные в 19 веке хозяйственные постройки: конюшню, оранжерею, хозяйственные флигели. Но использовать их будут не по прямому назначению, а в качестве запасников фондохранилища.

Чтобы посмотреть фотографии, вставленные в нужные места текста, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://sky-hexe.livejournal.co… И я прошу простить меня за качество фотографий. Во дворце нельзя снимать со вспышкой, а в помещении машинерии мы вообще ходили в полной темноте с карманным фонариком и фотографировали наугад, потому что там нет электричества и нет окон.

Автор

Евгения Белоусова

Над статьей работал

Кирилл Комаров

Новое на сайте