Репортаж для конкурса. Бородинская панорама

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислал
Кирилл Комаров
Прислала
Евгения Белоусова

сценарист, журналист

Что мы делаем в этой жизни? Какой след мы оставляем? Ну, кроме врачей, учителей и спасателей, с ними все понятно. Что мы оставим после себя? Вот я конкретно. Эту статью? Не много. Я тут встретилась с друзьями, с которыми не виделась лет так 10-15. Мы вместе учились в школе. И вот все мы выросли экономистами, финансистами, менеджерами… А Леша Кочанович стал реставратором. И Миша Зубрилин тоже. Они уже давно не Леша и Миша, а Алексей Викторович и Михаил Михайлович. И я точно знаю, какой след они оставят после себя. Они тоже спасатели, правда, спасают они не жизни людей, а нашу историю.

Я начну издалека и, поскольку всего сразу не охватишь, расскажу вам только про один объект, который они отреставрировали. Вот он.

(Чтобы посмотреть фотографии, расставленные в тексте, перейдите по ссылке: http://sky-hexe.livejournal.co…)

200 лет назад русский народ одержал одну из самых славных Побед в мировой истории. Великая армия Наполеона, покорившая всю Европу, была разбита и потонула в снегах России. Решающей и переломной битвой всей войны стало Бородинское сражение. Это чуть ли не единственная битва, закончившаяся ничейным результатом, полководцы обеих армий отправили сообщения о своей победе: Кутузов доложил о победе в сражении императору Александру I, а Наполеон просто отправил радостные вести в Париж. Когда он писал о своей победе, он еще не знал, что это начало конца.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II было создано эпохальное произведение искусства: художник Франц Рубо написал батальное полотно «Бородинская битва». Для его экспозиции был построен специальный павильон ажурно-купольной конструкции на Чистых прудах. В 1912 году он был открыт для посетителей. Однако же после Октябрьской революции большевики передали здание панорамы вместе с картиной Франца Рубо электротехническому училищу. Здание стало использоваться для собраний и митингов и очень быстро, всего за год, к весне 1918 года пришло в полную негодность. Так чудесный памятник архитектуры был безвозвратно утрачен.

Полотно сняли, накатали на деревянный вал и поместили в подвал собора Александра Невского, но собор вскоре разрушили, и полотно оказалось в еще более невозможных условиях хранения – под сценой театра в Нескучном саду, а потом на складе сада «Эрмитаж». Большевики относились к отечественной дореволюционной истории с пренебрежением, поэтому можно считать чудом, что полотно еще не сожгли и оно вообще сохранилось. Спустя годы отношение к истории стало меняться, и полотно извлекли на свет. Только было уже поздно, оно настолько испортилось, что в 1939 году сам Игорь Грабарь, великий художник и реставратор, признал невозможность его восстановления. К счастью полотно не выкинули, а положили на склад, в надежде не понятно на что. А в 50-х годах художники студии батальной живописи им. Грекова совершили настоящий подвиг и все-таки восстановили шедевр изобразительного искусства.

Возник вопрос о его дальнейшем размещении. Было решено построить новое здание в Филях на том месте, где прошел знаковый совет генералов, вошедший в историю как «Совет в Филях». 18 октября 1962 года к 150-летию Бородинской битвы был открыт новый музей-панорама. Круглый стеклянный купол базируется на белокаменном резном поясе (фризе), на котором выгравированы имена героев Отечественной войны 1812 года. А на таких же белокаменных фасадах размещены два мозаичных панно художника Б. Тальберга, выполненных в типичной стилистике 60-х годов ХХ века. На фасаде западного крыла расположена мозаика «Народное ополчение и пожар Москвы».

На восточном – «Победа русской армии и изгнание Наполеона». Возок Наполеона изображен в правой части панно и движется он на восток, будто Наполеона сослали в Сибирь, а не на остров Св. Елены.

Пролетели еще 50 лет, подходило время очередного юбилея, а белокаменные фасады выветривались и разрушались от дождей и перепадов температур. Имена героев поблекли, белый камень посерел от въевшейся пыли, появились трещины и выбоины, а известняковые плиты фасадов стали отслаиваться от кирпичной кладки.

Еще несколько десятков лет, и мы могли бы потерять и этот памятник архитектуры. Но к 200-летию Бородинской битвы фасады, мозаичные панно и белокаменный фриз были отданы в заботливые руки реставраторов, которые их полностью восстановили.

Не все давалось легко. Как бы ни была романтична профессия, в ней всегда есть место рутине и тяжелому труду. Попробуйте выйти из кондиционированного офиса и поработать под открытым солнцем. Насколько вас хватит?

Реставрация проходила летом, в течение трех месяцев. Музей-панорама находится на открытой площади, а фасад здания обращен к югу, таким образом, реставраторы находились под палящим солнцем весь день без возможности скрыться в тень. Чтобы хоть как-то спастись от изнуряющей жары, к строительным лесам прикрепили жалюзи, которые создавали преграду для солнечных лучей, и там же на строительных лесах установили небольшие вентиляторы.

Так же некоторый отрицательный колорит добавлял Кутузовский проспект, который постоянно перекрывают для того, чтобы пропустить правительственные кортежи. К перекрытию дорог московские автомобилисты давно привыкли, но в ожидании правительственных машин прекращается не только движение на дорогах, но и все работы на прилегающих объектах. Делается это в целях безопасности: а вдруг у реставраторов помимо кисточек, щеток и шлифовальных машин окажется винтовка с оптическим прицелом… Поэтому каждый раз, когда ожидали кортеж, работы останавливались и всех принудительно спускали с лесов вниз. Думаю, реставраторы заслужили аплодисменты за то, что при этом они уложились в сроки и сдали объект к юбилею без опоздания.

Определенная трудность была с подбором материала. Дело в том, что известняковые плиты имеют разные оттенки: одни чуть более сероватые, какие-то имеют желтый оттенок, некоторые отливают зеленью. Цвет зависит от содержания разных примесей в известняке. Чтобы фасады не выглядели сложенными из квадратиков, а имели один ровный цвет, необходимо было подбирать плиты, которые ставились на замену разрушенным, точно в тон, и так же ювелирно нужно было добиваться точного оттенка у доделочного раствора, чтобы не были видны швы и места сколов, которые им заделывались. Собственно, у самих реставраторов это не вызывало особых затруднений, но вот команда подрядчиков, выполнявшая часть работ на боковых фасадах, ваяла как у себя на даче: камень белый, они кладут желтый доделочный раствор, камень желтый, они кладут серый раствор. И вот тут-то самым сложным оказалось выполнять авторский надзор и требовать, чтобы все выполнялось по технологиям. Это к вопросу о том, кто у нас выигрывает тендеры…

Все надписи на фризе надо было расчистить, удалить из них остатки старой краски, биологические наросты и прочие неровности, и делать это приходилось вручную, иначе можно было повредить и без того хрупкий камень. А ручная работа – это всегда очень медленно и кропотливо.

Команде реставраторов удалось не только вернуть зданию панорамы первоначальный вид, но кроме того, мозаичные панно и белый камень были покрыты специальным защитным составом, имеющим водоотталкивающий эффект и предохраняющим от пагубного воздействия окружающей среды. Таким образом, фасады и белокаменный фриз защитили от дальнейшего разрушения.

Вот так памятники прошлого готовят для будущего. А пока реставраторы миллиметр за миллиметром отшлифовывали поверхность камня, они видели сверху со своих строительных лесов, как компания молодежи прячет бутылки пива в стволы подлинных трофейных пушек, выставленных по периметру музея. За эти трофеи русские солдаты проливали свою кровь, чтобы и через 200 лет помнили и знали об их подвиге. Такие дела…

Оригинал статьи здесь: http://sky-hexe.livejournal.co…

Автор

Евгения Белоусова

Над статьей работал

Кирилл Комаров

Новое на сайте