Репортаж для конкурса. Моховая улица. Яркие фасады в хмурый день и двор-лабиринт

22
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!


Данный текст публикуется в рамках совместного конкурса с LiveJournal «Топ-50 самых влиятельных региональных блогеров». Подробнее о правилах и о том, как принять участие, читайте здесь

Начну свое повествование с неприятного признания — до недавнего времени знание о Моховой улице в Санкт-Петербурге было мне недоступно, когда я слышал «Моховая», в голове сразу всплывали образы монументальной советской архитектуры, величественных зданий Тверской улицы, Манежной площади и красных стен Кремля, но никак не тихой, но очень красивой улицы в центре Санкт-Петербурга. И даже словосочетание «Театр на Моховой» не задевало никаких струн в моей питерской душе. Поэтому узнав о том, что такая прекрасная и весьма разнообразная в архитектурном плане улица присутствует в моем городе я направился туда. Как вы уже догадались из названия, тем в рассказе будет затронуто две — парадная сторона улицы и ее изнанка, на примере одного из дворов. Начнем с двора, а продолжим изучением самой улицы.

Начинается наша прогулка на набережной Фонтанки. Мрачное небо отражается в воде и придает речке хмурый серый цвет. Вроде бы, фотографы-профессионалы такую погоду ненавидят, но я не профессионал, поэтому просто порадуюсь, что хотя бы не льет!

Мост Белинского, через который нужно пройти, чтобы попасть на Моховую. Видите, левее от церкви (св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) темно-желтый дом, а напротив него — страшненький новодел непонятного цвета? Вот, нам туда.

Тихая уютная улочка с односторонним движением. Я, похоже, поэтому ее и не замечал, она как-то проходит мимо стандартных туристических маршрутов, да и транспортных задач никаких не решает, поэтому до сих пор повода появится у меня там не было. Пару раз мимо проходил, особо не вглядываясь, что там…
 Кстати, почему «Моховая»? Неужели с болотным прошлым (и настоящим) Санкт-Петербурга название связано? Ничего подобного. Моховая улица была проложена в 1720-х годах в слободе хамовников — ткачей, работавших на парусных дворах Партикулярной верфи и Адмиралтейства. Отсюда и появилось её первоначальное название Хамовая или Хамовская дорога. В 1757 году она приобрела статус городской улицы, а в конце XVIII века её стали называть Маховой. В 1826 году за улицей окончательной утвердилось название Моховая. Таким образом, современное название является не производным от слова «мох» (как, например, случилось с одноимённой московской улицей), а видоизменением своего первоначального названия Хамовая дорога. 

Прохожу пару домов, замечаю открытую арку, ведущую в один из дворов… Внимательный читатель заметит кота, пристально следящего за происходящим на улице. А мы заходим во двор.

Я для себя выделил две категории дворов в историческом центре (это разделение справедливо для всего, что построено до 1920-1930 годов): глухие колодцы, с одним входом, совсем небольшим кусочком неба наверху и острым желанием их поскорее покинуть, и дворы-лабиринты, образованные пристройками, бывшими улицами, флигелями и прочим архитектурным разнообразием. Такие, наоборот, хочется исследовать в поисках различных деталей. Мы как раз попали в «лабиринт».

Проходим немного, оборачиваемся на вход. Вы, наверное, обратили внимание, как сильно отличается фасад здания от его «содержания»? Это особенность столичной архитектуры XIX века. Жильцов в доходные дома заманивали красивым фасадом, а двору уделяли внимание по остаточному принципу (то есть чаще всего не уделяли вообще).

Следующий участок двора. Хоть какое-то разнообразие во власть стен вносит растительность. А еще березка на крыше. Кстати говоря, мы забрели в не самый простой двор, эти все постройки относятся к дому Мижуева. Немного из его истории: «Весной 1812 года здесь в квартире отца проживал Павел Пестель, будущий декабрист. В этом же доме родился писатель, поэт и драматург В. А. Соллогуб. Осенью 1823 года здесь снял квартиру Н. М. Карамзин. Здесь он написал 10-й и 11-й тома “Истории Государства Российского”. Они продавались тут же в квартире Карамзина.»

Заходим под еще одну арку, встречаем типичного хозяина, а точнее хозяйку питерских двориков.

А дальше уже выход на набережную Фонтанки, не единственный причем.

 Рядом с кошачьим домиком весьма нетипичная деталь — щель между домами. Нетипичная, потому что большинство зданий лепили тогда стенами друг к другу, не оставляя ни малейшего зазора.

Возвращаемся обратно. Примечаем иронично разместившуюся в таком весьма угрюмом дворе студию «Позитив ТВ».

Еще один выход на набережную. Есть свои плюсы в том, чтобы жить в центре! До цирка, который видно на противоположном берегу, минут десять пешком всего!
Формально это уже двор соседнего доходного дома Оржевского, который образует с нашим одну большую дворосистему.

В центре с парковками не очень, каждый клочек земли используется под стоянку. А на стене кто-то оставил загадочную надпись «я тайком распускаю». Что бы это могло значить?

Двор посмотрели, теперь будет смотреть фасады! Практически напротив выхода с нашего двора расположился Дом Храповицкого — Дом Яфимович 1882 года постройки. Выглядит шикарно, хоть и обветшал слегка.

Чуть дальше встречаем Дом Пиккиева. С 1840-х годов и вплоть до Октябрьской революции дом принадлежал купцу-cтарообрядцу Д.Н.Пиккиеву и его наследникам. Здесь долгие годы находилась моленная Поморского старообрядческого согласия. В 1848-1849 годах здесь проживал Ф. И. Тютчев. Если приглядеться, то можно заметить, как отличается четвертый, надстроенный в 1881 году, этаж от остальных.

Соседство архитектурных стилей. Хоть два здания и построены с разницей всего в несколько лет, отличаются они очень сильно! Ближе к нам — Музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, 1903 год, эклектика.

 А дальше — весьма необычное здание, с причудливым эркером (выступающая часть здания) и здоровенными окнами. Это особняк Н. В. Безобразовой, ныне — Академия театрального искусства.

По нестандартным формам, витиеватым архитектурным деталям и году постройки можно легко сделать вывод об архитектурном стиле здания — это ярко выраженный модерн.

Напротив нынешней академии раскинулся огромный даже не дом, а целый жилой комплекс страхового общества «Россия». Общество построило доходный дом с квартирами, различающимися по комфортности и цене. Основная часть жилого комплекса построена по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа. Во внутренней отделке и создании художественной решётки принимал участие архитектор и художник Н. Д. Прокофьев. Фрагменты решетки ниже…

И это здание тоже относится к «России», та самая «основная часть».

А вот этот дом приобрел себе архитектурную деталь на память с советских времен! Если не ошибаюсь, раньше вместо звезды был вензель хозяев дома…

Перекресток с улицей Пестеля, того, про которог мы вспоминали сегодня. Моховую улица делит на две почти равных части. Кстати, видите надпись «Антиквариат»? В этом районе какое-то нереальное количество таких лавок, да еще и объявления везде висят о скупке и продаже. Видимо, Невский проспект для них слишком дорог, а вот здесь — самое оно!

Ничем не приметный дом… Стоп! А кто это там подпирает затылками балкон? Ба, да это же грифоны! Доходный дом, построенный в 1835-1846 годах архитектором А. Х. Пелем, купившим этот участок. Дом имеет три балкона, каждый из которых поддерживают четыре грифона.

И снова антиквариат. Интересно, сколько из них торгуют нормальными вещами, а не впаривают богатеньким дурачкам всякий псевдоантиквариат? Стану богатеньким дурачком, обязательно проверю!

И снова занятное соседство! На этот раз различаются не только стили, но и годы постройки. Слева направо (Моховая 19, 17, 15)

  • Детский сад № 88 (бывшая школа № 196), 1935 год, сталинский неоклассицизм.
  • Доходный дом, 1875 гойд, я бы сказал, эклектика
  • Особняк М. В. Штифтера — Санкт-Петербургский дом национальностей, 1914 год, модерн.

Особняк Щербатовой — Дом графини А. Г. Толстой, на Моховой, дом 5. Интересно, голубой цвет, в который его красят — исторический, или чья-то причуда?

Вот так вот незаметно мы и подошли к началу Моховой. Начинается она от улицы Чайковского. Великолепной зеленое здание, Особняк Е. М. Бутурлиной в стиле необарокко, отлично дополнит (и завершит) наш сегодняшний архитектурный винегрет.

Конец! Благодарю за внимание. Заходите еще!

Автор

Евгений Кочанов

Над статьей работала

Маргарита Полунина

9 комментариев к материалу.

Stas Stanislav 27 июля 2013, 18:19

+1, отличный рассказ

Евгений Кочанов 28 июля 2013, 15:57, Изменено: 28 июля 2013, 16:00

Спасибо!

Ыныдад Крастаметова 27 июля 2013, 18:29

роскошный Петербург, фото замечательные, спасибо

Евгений Кочанов 28 июля 2013, 15:56, Изменено: 28 июля 2013, 16:00

Благодарю!

Сергей Васильков 27 июля 2013, 22:06

Да Питер строила вся Европа (имеетца в виду центральный район)

Евгений Кочанов 28 июля 2013, 15:57, Изменено: 28 июля 2013, 16:00

Ага, да еще в окрестностях постарались :-)

Сергей Васильков 29 июля 2013, 19:53, Изменено: 29 июля 2013, 19:55

Пожалуй никто в мире таким похвастать не сможит...

Таня Горковенко 28 июля 2013, 05:08

лайк))!

Евгений Кочанов 28 июля 2013, 15:56, Изменено: 28 июля 2013, 16:00

Спасибо!

Добавить комментарий

Новое на сайте