Владимирская область оказалась первым российским регионом, в котором закон о добровольческих организациях прошел первое чтение. Если законопроект утвердят, сотрудничество добровольцев и госорганов закрепят на законодательном уровне.
На федеральном уровне закон о добровольчестве не принят, а само понятие «добровольчество» определяется как благотворительная деятельность. Поэтому о необходимости его принятия говорится уже не первый год. Отсутствие закона не позволяет расширить добровольческое движение за счет предоставления волонтерам дополнительных льгот и прав. Но у регионов есть возможность принять такие законы самостоятельно. Предполагается, что речь в них может идти о предоставлении (оплате) временного жилья, экипировке, страховке волонтеров и т. п. Однако в первом в России региональном законе «О добровольчестве», рассмотренном во Владимирской области, о таких льготах речи пока не идет. Закон устанавливает принципы развития добровольчества, первым из которых является сотрудничество с органами государственной власти Владимирской области.
Справка SmartNews
В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг. Добровольцы — участники благотворительной деятельности и имеют право осуществлять ее свободно как индивидуально, так и объединившись.
Если строго следовать букве владимирского закона, то получается, что без сотрудничества с органами государственной власти добровольчество не может развиваться в принципе. В то же время федеральный закон о благотворительной деятельности определяет добровольческую деятельность как свободную. Противники излишней формализации предупреждают, что скоро без согласований с «инстанциями» законным волонтером не станешь.
— Государство не успевает скоординировать все силы, а простые граждане объединяются и приходят пострадавшим на помощь. Чиновники видят, что они здесь не нужны, и начинают придумывать тот же закон, чтоб и сюда хоть как-то влезть. Модель возможной ситуации: где-нибудь горят леса, волонтеры всем сердцем рвутся помочь. А им говорят: нет, по закону вы вот тут инструктажик пройдите, бумажку здесь, там и еще вот тут подпишите… И получатся у нас «законные» и «незаконные» волонтеры. По большому счету из гражданской деятельности волонтерство превратится в околочиновничью.
По словам председателя Владимирского законодательного собрания Владимира Киселева, ни о какой излишней формализации работы волонтеров и речи не идет. По мнению спикера, добровольцев можно сравнить с бойцами стройотрядов, а принимаемый закон предложит органам местного самоуправления дать им хотя бы лопаты и грабли.
Характерно, что закон о добровольчестве (волонтерстве), который сейчас разрабатывается в другой — Воронежской области, в значительной степени воспроизводит федеральный закон «О благотворительной деятельности…», но и в нем говорится о некоем уполномоченном органе по организации работы с волонтерами и добровольческими организациями. Парадокс состоит в том, что благотворительность и волонтерство сами по себе государственной деятельностью не являются. Стоит заметить, что в некоторых странах, таких как Бельгия, вообще нет никаких законов о волонтерах, но это нисколько не мешает их работе.
Владимирский закон о добровольчестве еще должен пройти второе чтение и может быть откорректирован. Правда, как говорится в постановлении к законопроекту, предложения направляются до 6 января следующего года. Кто будет принимать их в новогодние праздники — это вопрос. Может быть, вся надежда на волонтеров?
1 комментарий к материалу.