Большая перемена. Директор открытой школы рассказала, как учить взрослых

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

«Знания у нас дают бесплатно. — И много дают?— На жизнь хватит. — Тогда я учусь!» — диалог героев знаменитого телефильма «Большая перемена» актуален и в наши дни. Многие взрослые, состоявшиеся люди и теперь стремятся получить среднее образование, решая школьные задачи, заучивая таблицу Менделеева, стихи и исторические даты. Директор единственной в ЦАО открытой школы, педагог с сорокалетним стажем Валентина Маслова в своей авторской колонке описала все трудности и нюансы работы со взрослыми «детьми».

Наша, пожалуй, единственная в своем роде ГБОУ «Открытая школа № 88» образовалась в 2009 году: две «вечерки» объединили в процессе масштабной и многолетней реорганизации московских школ. Хотя в результате и появилось новое учебное заведение, суть его осталась прежней. Свое название школа получила, потому что она открыта для всех возрастов и всех бесплатных форм обучения, которые предоставляет государство. В частности, как вечерняя школа когда-то существовала без ограничения возраста для желающих получить среднее образование, так и мы не ограничиваем в возрасте желающих у нас учиться. Многообразие форм обучения привлекает людей разных возрастов с разными запросами. К нам приходят как 14-15 летние ребята, так и 25-35 и даже 45-летние ученики.

Им доступны самые разные формы обучения: дневные и вечерние очные классы, вечерние очно-заочные и заочные классы, кстати, наиболее популярные именно среди взрослых учеников.

Есть также еще одна форма получения образования – самообразование.Обучающиеся сами готовятся к аттестации, приходят на консультации и сдают экзамены по всем предметам, по которым нужно получить оценки в аттестат.

Основные задачи нашей школы — развивать те формы обучения, где самостоятельная работа и самоорганизация станут основой учебной деятельности, организовывать профильное обучение в зависимости от выявленных приоритетов у обучающихся и родителей, а также предоставлять людям возможность получать дополнительную общекультурную подготовку.

В Центральном округе столицы вечерние школы либо совсем ликвидировали, либо объединили в комплекс, но по факту все они приказали долго жить. Учителя дневных школ по понятным причинам не совсем понимают специфику работы вечерней школы. Поэтому постепенно взрослые учащиеся, которые приходили в вечерние отделения при таком комплексе, уходили получать знания в другое место. В конце концов, наша школа осталась в ЦО одна, зато я могу с уверенностью сказать, что все сорок человек коллектива находятся на своем месте и знают свое дело.

У наших специалистов есть опыт и свой особый подход, желание «вытащить» любого, правильно мотивировать его посещать занятия и получать знания. Доброжелательность – основа нашего коллектива. Это отмечают и родители, и сами ученики. Один из взрослых поступающих как-то даже сказал: «Я много школ сменил, но только здесь увидел по-настоящему человечный подход».

Так получилось, что в нашей школе совершенно разнородный состав учеников. Мы работаем с людьми, у которых были проблемы с получением среднего образования, например из-за большого перерыва в учебе. Средний портрет нашего взрослого ученика таков: в свое время, например, после девятого класса, он ушел в колледж, но ему там что-то не понравилось – специальность, обстановка или методы преподавания. Он бросил свой колледж, ушел работать, соответственно и школу не закончил. Но спустя какое-то время многие находят неплохую работу, и руководители готовы бы продвигать их дальше по карьерной лестнице, но не могут этого сделать, поскольку не позволяет образование сотрудника. И вот таким людям приходится буквально «носом рыть землю», чтобы добиться упущенного и закончить с очень приличным аттестатом. Есть и те, кто рано ушел работать, создал семью, и у них не было времени на образование, а сейчас хочется развиваться и достигать профессионального роста. Многие целеустремленные ученики затем поступают в вузы. Например, к нам как-то пришла пятидесятилетняя женщина, которой нужно было сдать ЕГЭ, чтобы поступить в институт на специальность историка, и она его успешно сдала.

Конечно, есть в такой работе свои нюансы. Так, мы стараемся не совмещать в одном классе детей и взрослых. 14-16-летние учатся в первую смену, а те, кто постарше, как правило, во вторую. Но бывает, родители подростков сами просят перевести их детей во взрослые классы.

Поначалу мы беспокоились: какой же пример могут показать 30-летние, разве что курить научат, а вышло совершенно наоборот — эти тинейджеры, которые в обычное время норовят удрать с урока, опоздать или вовсе на него не прийти, вдруг после серьезного общения со взрослыми одноклассниками по-настоящему берутся за ум.

У нас существуют все формы обучения, представленные в Законе об образовании. В том числе и ускоренное обучение: возможность пройти курс10-11 класса за один год. В этой области у нас уже более чем пятнадцатилетний опыт работы. Никто не верит, что можно за год эффективно обучить человека, однако таких учеников у нас порядка 140 человек выпускается ежегодно. Причем, со всем необходимым набором знаний.

Программа и требования к сдаче промежуточной аттестации для всех абсолютно одинаковые, другое дело, что к взрослым отношение немного снисходительнее: поскольку это очевидно сознательный выбор людей и, к примеру, отсутствие на уроках может объясняться исключительно уважительной причиной – семейные проблемы, работа, здоровье, тут уже практически отсутствуют обычные прогулы. За взрослыми не нужно бегать и контролировать, все проблемы воспитательного характера со взрослыми минимальны — эти люди уже смотивированы.

Школа развивает и дополнительное образование.Так, например, ученики вокальной студии уже дважды за последние два года получили дипломы на окружном смотре-фестивале.

Из планов на будущее мы рассматриваем вариант плотнее внедрить дистанционное обучение посредством современных технологий, ведь многие, кто хочет у нас учиться, зачастую не могут постоянно посещать школу из-за рода своей деятельности или загруженности по работе. Поэтому мы должны создать целый комплекс педагогических условий, чтобы эффективнее обучать и детей и взрослых, повысить качество, доступность и прозрачность образовательной деятельности школы. В этом нам должно помочь в том числе и системное внедрение инновационных образовательных технологий.

Подводя итог, можно сказать,что открытая школа – заведение с особым контингентом обучающихся и по социальному, и по возрастному составу. Здесь стоит помнить, что имея дело со взрослыми, социально и профессионально определившимися людьми, можно успешно работать по традиционным учебным планам и программам вечерней школы, прилагая минимум воспитательных усилий. Но когда речь идет о подростках, подход нужен совсем другой. Их самоопределение еще впереди, и потому их образовательные потребности ничем не отличаются от аналогичных потребностей учащихся дневных школ. Соответственно в нашей школе им доступно общее образование в полном объеме, какой получают их сверстники в обычной школе.

Таким образом, из-за такой пестрой разнородности обучающихся открытая школа становится многоуровневым, многопрофильным образовательным учреждением с настоящей полифонией организационных форм и учебных планов. Это и обеспечивает людям реальную возможность выбора подходящих им способов, содержания и темпов учебной деятельности. И в этом один из главных рычагов развития школы, ведь учиться, как известно, никогда не поздно.

Автор

Валентина Маслова, директор «Открытой школы № 88»

Новое на сайте