17 августа 1898 года в Москве состоялась церемония закладки Музея изящных искусств им. императора Александра III. В наши дни он называется Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. SmartNews составил рейтинг самых важных картин музея.
ГМИИ им. Пушкина — это один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Его строительство началось 17 августа 1898 года и закончилось 13 июня 1912 года.
Сейчас коллекция музея насчитывает свыше 560 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 2672,2 кв. м.
SmartNews составил рейтинг самых ценных шедевров ГМИИ им. Пушкина.
ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Значительное место в творчестве Кранаха занял образ Богоматери. Написанная в 20-е годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом. Образ Мадонны приобрел у Кранаха величавость. Она заключена в высокой человечности Марии, в ее материнской любви, мягкой женственности и одухотворенности.
РЕМБРАНДТ. АРТАКСЕРКС, АМАН И ЭСФИРЬ
Полотно было создано в последнее десятилетие жизни Рембрандта. В основе сюжета лежит Книга Эсфири из Ветхого Завета. Иудейка Эсфирь, жена царя Артаксеркса, обвинила Амана, любимца царя, в коварных планах истребить иудейский народ. Но просто так сказать мужу о злодеяниях Амана Эсфирь не могла или не хотела. Ей непременно нужно было, чтобы Артаксеркс устроил пир, где царица и обличила замыслы Амана.
На золотом блюде художник разместил ближе к Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью по грозди винограда. Яблоко может быть интерпретировано как символ греха, а виноград — как символ жизни и плодородия.
ЭДГАР ДЕГА. ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ
Полотно «Голубые танцовщицы» — лучшая из серии картин обнаженных женщин. Картина написана любимой художником пастелью. На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Благодаря этому мы словно бы захвачены их занятием: за кулисами в ожидании выхода балерины поправляют наряды.
Искусно переданное движение танцовщиц создает ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику. Здесь, как и в некоторых других его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.
ВАН ГОГ. КРАСНЫЕ ВИНОГРАДНИКИ В АРЛЕ
Пейзаж Ван Гога поражает силой эмоционального напряжения, ощущением присутствия при возникновении мироздания. Раскаленный диск солнца расплавляет землю, виноградники охвачены тревожными багровыми тонами, и, будто сгорая на пожаре, дорога справа превратилась в поток солнечной лавы, лишь на первом плане лежат прохладные лиловые тени.
Сборщики винограда кажутся порождением все той же могучей стихии, которая вызвала их словно из-под земли. Они вплетены живописцем в вечный круговорот природы. Солярный символ является неизменным в творчестве Ван Гога, он считал солнце источником жизни.
ПИКАССО. ДЕВОЧКА НА ШАРЕ
Картина, где фигуры и пейзаж выдержаны в общем пепельном розово-голубом тоне, стала одним из центральных произведений «розового» периода в творчестве Пикассо. Художник изображает бродячую труппу акробатов. В сопоставлении двух фигур — хрупкой, балансирующей на шаре девочки и массивного, неподвижно сидящего на кубическом основании атлета — раскрывается ведущая тема творчества Пикассо «розового» периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.
Видео
Анимационный фильм о создании ГМИИ им. А.С. Пушкина
Видео: официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина
4 комментария к материалу.