Фото: optika4.ru
1 сентября 1983 года в небе над СССР был сбит «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул. Во время полета лайнер вторгся в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над несколькими советскими военными объектами. В результате чего в воздух были подняты два перехватчика Су-15.
Военные пилоты неоднократно пытались установить связь с бортом-нарушителем, однако обратно сигнал они так и не получили. Корейский «Боинг» продолжал свой полет в сторону Сахалина. Доложив об этом в оперативный штаб, командование приняло решение сбить самолет. Спустя 40 минут истребителю-перехватчику Су-15 под управлением Геннадия Осиповича был выдан приказ — сбить пассажирский лайнер.
Осипович выпустил по самолеты две ракеты, одна из которых повредила хвост «Боинга». Через 12 минут самолет, спирально снижаясь с высоты 9000 м, упал в море недалеко от острова Монерон. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, никто не выжил.
Видео
Видео: NaturalHeaven на YouTube
Последний Заход — Сбитый корейский Боинг
Согласно расследованию, проведенному Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полета было то, что пилоты «Боинг-747» неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.
Происшествие вызвало серьезное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США. Скудность информации и материальных улик на начальном этапе расследования катастрофы породило альтернативные версии о происшествии. Однако обнародование Российской Федерацией записей бортовых самописцев рейса KAL 007 подтвердило первоначальную версию ИКАО.
SmartNews составил рейтинг самых громких случаев нарушения воздушного пространства СССР.
СВЕРХЗВУКОВОЙ ТАРАН
28 ноября 1973 года разведывательный самолет RF-4C «Фантом II» иранских ВВС вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. По тревоге с аэродрома в Вазиани был экстренно поднят в воздух советский МиГ-21СМ под управлением Геннадия Елисеева. Проигнорировав все просьбы сменить курс и покинуть советское воздушное пространство, «Фантом» продолжал свой полет. Тогда командование разрешило Елисееву сбить вражеский самолет.
МиГ-21 выпустил по нарушителю две ракеты, но обе они прошли мимо цели. Израсходовав весь боекомплект, летчик принял решение протаранить «Фантом». Это был третий случай сверхзвукового воздушного тарана в истории авиации. Экипаж иранского самолета (иранец и американец) катапультировался и был освобожден советской стороной через две недели (иранский пилот впоследствии погиб в ирано-иракской войне). Геннадий Елисеев за свой перехват был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Видео
Видео: ANZ Nick на YouTube
Сверхзвуковой истребитель — перехватчик Су-15
САМОЛЕТ-ШПИОН U-2
1 мая 1960 года разведывательный самолет U-2C, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, вторгся в воздушное пространство СССР. Это был уже не первый случай полета высотных разведчиков над территорией Советского Союза.
U-2C был сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар, Пакистан. Согласно официальной версии, самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Пауэрс выжил, так как ракета повредила лишь хвост самолета. В итоге он был приговорен советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.
Видео
Видео: Дмитрий Хроника на YouTube
Битва разведок Самолет-невидимка У-2
ИНЦИДЕНТ CL-44
18 июля 1981 года транспортный самолет CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания Transporte Aéreo Rioplatense, Аргентина), совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР.
На перехват нарушителя с аэродрома Вазиани были подняты четыре Су-15ТМ, однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу. Тогда на цель был наведен аналогичный самолет, пилотируемый Валентином Куляпиным, вооруженный ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-98М с заданием посадить нарушителя.
Пытаясь выполнить приказ, перехватчик приблизился к цели, что сделало невозможным применение ракет, в то время как нарушитель приближался к границе воздушного пространства СССР. Куляпин принял решение таранить CL-44 и со второй попытки смог ударить килем и фюзеляжем своего самолета по стабилизатору нарушителя снизу.
Транспортный самолет потерял управление и упал в нескольких километрах от границы; находившиеся на борту 4 члена экипажа, включая подданного Великобритании, погибли. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награжден орденом Красного Знамени. Как выяснилось, аргентинский самолет перевозил оружие для Ирана.
ИНЦИДЕНТ С ЮЖНОКОРЕЙСКИМ БОИНГОМ
Инцидент с южнокорейским «Боингом» произошел 20 апреля 1978 года в воздушном пространстве СССР над Карелией. Из-за неисправности компаса самолет существенно отклонился от маршрута. В 20:54 по местному времени «Боинг» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова.
Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват был поднят Су-15, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к «Боингу», Босов покачал крыльями. В ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя.
В 21:42 перехватчик выпустил ракету Р-98, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 м. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолет начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.
«Боинг» был вынужден сесть на лед замерзшего озера Корпиярви. В результате жесткой посадки погибли 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии. Всего же на борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа.
Фото: heninen.net
ПОСАДКА НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ
Днем 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырехместном легком самолете «Сессна-172Б Скайхок». Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолета. Руст же пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.
Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полета в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецк, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.
Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолетом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолета и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.
Видео
Видео: chipilayr на YouTube
Матиас Руст на Красной площади 1987
2 комментария к материалу.