Фото: Нелли Шестопалова
3 ноября 1891 года на заседании Московского математического общества Николай Жуковский делает доклад «О парении птиц», в котором даёт теоретическое обоснование фигурных полётов, и в частности «мёртвой петли». В работе «О парении птиц» исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении. Жуковский теоретически предсказал ряд возможных криволинейных траекторий полёта и дал обоснование парящего и планирующего полета на планере.
В последующих статьях — «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1906) Жуковский изложил принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её значение. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики.
В связи с этим мы решили рассказать о самых сложных фигурах высшего пилотажа.
Кобра
«Кобра» — одна из фигур высшего пилотажа. Эта фигура демонстрирует управление угловым движением самолета в динамике полёта, стабильность на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности реактивного самолёта. Исторически эту фигуру выполнил летчик-испытатель СССР, летчик-космонавт и Герой Советского Союза — Игорь Волк. Самое интересное, что фигура «Кобра» была выполнена в 1987 году совершенно непроизвольно, в результате выведения самолета из штопора. Позже Волк обучил исполнению этой фигуры заслуженного летчика Виктора Пугачева, который продемонстрировал её всему миру.
Схема выполнения кобры. Фото: wikipedia
Колокол
Одна из сложнейших фигур высшего пилотажа, при которой самолёт летит носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. В военном действии эта фигура хороша тем, что самолет не фиксируется радарами. Сначала считалось, что фигура доступна только для исполнения винтовыми самолетами, но позже выяснилось, что реактивные самолеты тоже могут её исполнять.
Чакра Фролова
Сложнейшая фигура высшего пилотажа, которая была впервые продемонстрирована Евгением Фроловым на самолете с отклоняемым вектором тяги. Исключительно на таких самолетах можно выполнить эту сложную фигуру. Сама собой она представляет разворот в плоскости угловым движением самолет на 360° с чрезвычайно малым радиусом, своеобразный воздушный кульбит. Самолет делает «мёртвую петлю» малого радиуса на очень малых скоростях, при этом самолет практически разворачивается вокруг своего хвоста.
Хук
Фигура высшего пилотажа, которая выполняется при развороте при исполнении фигуры «Кобра», получила название «Хук». Сама фигура является сложной фигурой высшего пилотажа и выполняется обычно на самолете СУ-35, так как этот самолет является одним из лучших по сверхманевренности. Само исполнение «Хука», как и «Кобры», считается слишком быстротечным.
Поворот на горке или Ранверсман
«Поворот на горке» или «Ранверсман» считается одной из фигур сложного пилотажа. Выполняется самолетом при быстром повороте на 180° без потери какой-либо высоты. Сама фигура появилась после того, как была исполнена фигура сложного пилотажа — «Горка». Через какое-то время летчики на сверхманевренных самолетах научились делать поворот, исполняя фигуру «Горка». Именно так и появилась фигура «Ранверсман».
Видео
Видео принадлежит gex7772
3 комментария к материалу.