Пять самых успешных операций немецких подводных лодок

48
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

14 октября 1939 года подводная лодка U-47 потопила британский линкор «Ройял Оук» водоизмещением 33 500 тонн. В этой атаке погибло 833 моряка. К несчастью Великобритании, для немцев это операция оказалась одной из самых удачных в истории их флота. SmartNews решил составить список из самых успешных операций немецких подводных лодок. 

U-29 – АВИАНОСЕЦ «КОРЕЙДЖЕС»

Днем 17 сентября 1939 года подводная лодка U-29 под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта двигалась на сближение с конвоем OB-4, обнаруженным 14 сентября и атакованным утром 16 сентября подводной лодкой U-31. В небе появились самолеты, которые и были замечены командиром лодки U-29, находившейся на перископной глубине. Отто Шухарт не сомневался — только авианосец мог находиться в патрульном плавании в двухстах милях от побережья Британских островов.

В 18 часов на горизонте был замечен корабль — авианосец «Корейджес», шедший в сопровождении двух эсминцев. Командир подлодки принял решение атаковать его и U-29 начала сближаться с кораблем. Попытка догнать авианосец на лодке, двигавшейся в подводном положении, не удавалась, и только опыт, полученный во время учений, позволил Шухарту в течение почти двух часов безотрывно преследовать «Корейджес». 

Неожиданно авианосец сделал поворот для приема на борт возвращавшегося самолета, что сделало его уязвимым для торпедной атаки. Шухарт немедленно воспользовался этим и в 19 часов 50 минут произвел залп из трех торпедных аппаратов с дистанции 2700 метров. Пока торпеды шли к цели, к лодке на опасное расстояние приблизился британский эсминец, что вынудило U-29 погрузиться. Во время погружения немецкие подводники услышали два сильных взрыва.

Две из трех выпущенных торпед попали в авианосец, после чего «Корейджес» накренился на левый борт и через пятнадцать минут затонул. Из 1259 членов команды не досчитались 518 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22500 тонн погибло 24 самолета. После потопления авианосца «Корейджес» U-29 была обнаружена и подверглась преследованию эсминцами, сбросившими на нее несколько глубинных бомб, однако лодка благополучно уклонилась от атаки. 

U-47 – ЛИНКОР «РОЙЯЛ ОУК»

После потопления авианосца «Корейджес» командующий немецким подводным флотом Карл Дениц был полон решимости нанести новый удар по боевым кораблям Британского флота. Местом для атаки была выбрана военно-морская база в Скапа-Флоу. Выполнение этой задачи Дениц доверил капитан-лейтенанту Гюнтеру Прину, командиру подводной лодки U-47.

8 октября 1939 года лодка прошла Кильским каналом и вышла в Северное море, взяв курс на Скапа-Флоу и двигаясь по ночам. 14 октября 00 часов 27 минут подлодка в надводном положении вышла на главный рейд Скапа-Флоу. Из всего Флота Метрополии на рейде оказалось только два боевых корабля, стоявших на якоре на расстоянии мили друг от друга. Эти корабли Прин идентифицировал как линейные корабли «Ройял Оук» и «Рипалс», однако вторым кораблем оказался не «Рипалс», а устаревший авиатранспорт летающих лодок «Пегас» водоизмещением 6300 тонн. 

Подводная лодка заняла боевую позицию и произвела залп четырьмя торпедами из носовых торпедных аппаратов, направив по две торпеды в каждый корабль. Одна из торпед, направленных в «Пегас», не вышла из торпедного аппарата, а вторая прошла мимо цели. В «Ройял Оук» из двух торпед попала одна, проделав в носовой части корабля пробоину.

В это время на U-47 начали перезаряжать носовые торпедные аппараты и одновременно с этим выпустили по «Ройял Оуку» торпеду из кормового торпедного аппарата, которая прошла мимо цели. В 1 час 23 минуты Прин дал повторный залп из носовых торпедных аппаратов, и на этот раз все три торпеды поразили цель. Линейный корабль «Ройял Оук» водоизмещением 29150 тонн взорвался и через тринадцать минут затонул; из 1208 членов команды погибли 24 офицера и 809 матросов.

U-73 – АВИАНОСЕЦ «ИГЛ»

Вышедшая из Ла-Специи 4 августа 1942 года подводная лодка U-73 под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума получила задание атаковать американские и британские суда у побережья Северной Африки. 11 августа U-73 обнаружила конвой WS-21S («Пъедестал»), в составе которого шли в качестве непосредственного охранения авианосцы «Игл», «Фьюриес» и «Индомитебл», линейный корабль «Нельсон», группа крейсеров и 13 эсминцев. 

У Розенбаума была возможность поразить транспортные суда противника, однако ему был дан приказ атаковать, прежде всего, британские боевые корабли. Лодка поднырнула под охранение, прошла между третьей и четвертой колонной транспортов и атаковала британский авианосец «Игл» с дистанции 450 метров, выпустив веером четыре торпеды с интервалом в 10 секунд. Авианосец шел зигзагом со скоростью 13 узлов, однако ни лодка, ни следы торпед с кораблей охранения обнаружены не были.

Все четыре торпеды попали в «Игл», который стремительно накренился на левый борт и через восемь минут затонул. Из 1087 членов команды погибло 160 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22600 тонн были потеряны все находившиеся на нем 16 самолетов. Розенбауму удалось уклониться от контратаки, погрузившись на глубину 150 метров и остановив лодку. 

U-81 – АВИАНОСЕЦ «АРК РОЙЯЛ»

В ночь с 11 на 12 ноября 1941 года U-81 под командованием капитан-лейтенанта Фридриха Гуггенбергера прошла Гибралтарский пролив и вышла в Средиземное море. Ранним утром 13 ноября подводным лодкам U-81 и U-205, также прошедшей Гибралтарский пролив в ночь с 10 на 11 ноября, было приказано атаковать возвращавшуюся с Мальты в Гибралтар британскую эскадру в составе линкора «Малайя», авианосцев «Арк Ройял» и «Аргус», крейсера «Гермиона» и семи эсминцев эскорта.

Во второй половине дня корабли были обнаружены командиром U-81 Фридрихом Гуггенбергером. В 16 часов 37 минут он атаковал линейный корабль «Малайя», выпустив в него четыре торпеды из носовых торпедных аппаратов. Однако в этой атаке в линкор не было отмечено попаданий, а одна из выпущенных по «Малайе» торпед поразила авианосец «Арк Ройял». Эта торпеда попала в среднюю часть корабля по правому борту, в результате чего в образовавшуюся пробоину стала поступать вода. 

Авианосец накренился на правый борт и потерял ход. Экипаж корабля затопил цистерны левого борта и перешел на эсминец «Лиджен», оставив на борту небольшую аварийную команду для борьбы за живучесть авианосца. В ночь на 14 ноября из Гибралтара пришли два буксира-спасателя и попытались буксировать «Арк Ройял» в порт.

Одновременно аварийная команда сумела поднять пары в одном из котлов, но внезапно в котельном отделении вспыхнул пожар, справиться с которым не удалось. В 4 часа 30 минут аварийная команда покинула борт, а в 6 часов 13 минут авианосец «Арк Ройял» водоизмещением 22600 тонн затонул всего в 25 милях от Гибралтара и вероятного спасения.

U-331 – ЛИНКОР «БАРХЭМ»

С 18 по 25 ноября 1941 года U-331 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум — Мерса-Матрух. 25 ноября она обнаружила шумы боевых кораблей. Когда лодка всплыла на перископную глубину, командир увидел соединение из трех линейных кораблей («Куин Элизабет», «Бархэм» и «Вэлиент»), которые шли в охранении восьми эсминцев.

Сначала фон Тизенгаузен решил атаковать «Куин Элизабет», но, находясь в невыгодном положении, изменил решение и решил атаковать «Бархэм», после чего почти без маневрирования с дистанции 550 метров был дан залп четырьмя торпедами. Три торпеды попали в левый борт корабля между трубой и кормовыми башнями (в машинное и котельное отделения).

 «Бархэм» прошел небольшое расстояние, накренился на левый борт и через четыре минуты разлетелся на куски после взрыва погребов артиллерийских боеприпасов. Водоизмещение линкора «Бархэм» составляло 31100 тонн, из команды погибло 862 человека, 449 человек спаслось.

После залпа лодка стала срочно погружаться на большую глубину и прошла под килем у линкора «Вэлиент», который попытался протаранить U-331, показавшуюся на поверхности из-за непроизвольного всплытия после торпедного залпа. Почти сразу после ухода из района атаки лодка направилась в базу на остров Саламин, куда и прибыла 4 декабря.

Видео

Потеря «Бархэма»

Автор

Юрий Юрков

25 000 просмотров

15 октября 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров

Новое на сайте