Фото: airwar.ru
18 октября 1929 года состоялся первый полет пассажирского самолета «К-5», сконструированного в опытно-конструкторском бюро К. А. Калинина. Этот самолет стал первым отечественным пассажирским самолетом, который строился большой серией. По этому случаю мы решили рассказать о шести самых известных разработках ОКБ Калинина.
Самолет «К-1»
Это был советский пассажирский самолет. К разработке К-1 Калинин приступил в 1923 году. А в воздух самолет поднялся в 1925 году и успешно прошел испытания. Этот агрегат стал первым отечественным пассажирским самолетом, рекомендованным к серийному производству. Однако ни один серийный экземпляр не был завершен. Это был одномоторный подкосной высокоплан смешанной конструкции с классическим оперением. И на его базе были созданы самолеты «К-2», «К-3» и «К-4».
Самолет «К-4»
К-4 — советский пассажирский самолет К. А. Калинина. Производился в санитарном, пассажирском, аэрофотосъемочном и других вариантах. В начале 1928 года Калинин приступил к созданию К-4. Работа состояла в дальнейшем совершенствовании уже созданных образцов. Она велась по договору с ЦК Российского Общества Красного Креста (РОКК), который предусматривал постройку трех санитарных аэропланов типа К-3 в улучшенном варианте. Однако результатом работ явилась фактически новая машина. Ее схема повторяла предыдущие самолеты Калинина, а размеры почти соответствовали К-3. В конструкции широко использовались детали, узлы и даже целые агрегаты ранних самолетов КБ. Но были и новые решения: стабилизатор с изменяемым в полете углом установки, что дало возможность эксплуатировать самолет с большим диапазоном центровок; универсальная моторама, позволявшая без особых переделок устанавливать моторы близкой мощности разных типов. Главное же отличие заключалось в том, что у К-4 могла быть как металлическая, так и смешанная конструкция. При этом на одном и том же самолете допускалась полная взаимозаменяемость металлических и деревянных частей. Еще одной особенностью новой машины являлось то, что изначально предполагалось создание не только санитарного варианта, но еще двух: аэрофотосьемочного и пассажирского. Всего было произведено 39 единиц.
Фото: airwar.ru
К-5
Советский пассажирский самолет К-5 был разработан К.А. Калининым в конце 20-х годов. Серийное производство К-5 началось в 1930 году. Всего было построено 258 самолетов этого типа. Этот самолет был основным самолетом «Аэрофлота» до 1940 года. К-5 летал из Москвы в Ленинград, а также из Москвы в Свердловск, Ташкент, Архангельск и другие крупные города.
По сравнению с предыдущими самолётами Калинина К-5 был более комфортабельным. Пассажирский салон отапливался. В самолете были мягкие кресла, туалет, гардероб, вентиляция, освещение, багажное отделение. Самолёт был прост в пилотировании, имел хорошую устойчивость
К-5 Фото: Wikipedia
Самолет «К-6»
Строительство самолета началось в 1929 году. Разрабатывали два варианта самолета: бомбардировочный и почтовый. К-6 был дальнейшим развитием моделей К-4 и К-5. Фюзеляж сварной, из стальных труб. Эллиптическое крыло состыковано с фюзеляжем с помощью двух подкосов. На двигатель надет обтекатель, а на винт установлен кок. Экипаж самолета состоял из двух человек — пилота и механика. Размещались они в открытой кабине, пилот — в передней ее части, а механик — в задней. Машина поднимала от 240 до 400 кг почтовых грузов, что считалось вполне достаточным. Запас горючего в четырех баках позволял находиться в воздухе до десяти часов. Самолет имел радиостанцию и оборудование для ночных полетов.
Фото: airwar.ru
Самолет «К-7»
К-7 – это советский экспериментальный многоцелевой (варианты — бомбардировщик, десантный и тяжелый пассажирский) самолет-гигант конструкторского бюро К. А. Калинина. Мог быть задействован и как бомбардировщик, и как десантный, а также тяжелый пассажирский самолет. Он был разработан в начале 1930-х годов с использованием оригинальных конструкторских решений, новых технологий и материалов. Проходил летные испытания в 1933 году, однако, в связи с выявленными недостатками конструкции, а также катастрофой первого изготовленного самолета во время испытаний на максимальную скорость, разработку завершить не удалось. Он представлял из себя гигантское крыло с размахом в 53 метра, от которого шли две хвостовые балки трехгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота. Рубка выступала вперед по оси самолета, в ней размещались два пилота, штурман, радист и старший механик. Остальные семь членов экипажа находились в других отсеках самолета и переговаривались между собой по внутреннему телефону. А сам самолет двигался при помощи семи двигателей АМ-34 мощностью по 750 л. с. Самолет был для своего времени самым большим в Советском Союзе и таким огромным, что его называли в прессе «воздушный Госпром».
Фото: Наталья Гребнева
Самолет «К-13»
В 1933 году авиаконструкторы получили задание на проектирование бомбардировщика. Советские ВВС нуждались в ударном самолете большой дальности, способном нести до 1 тонны бомбовой нагрузки на расстояние до 5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. По сути, К-13 — дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12. Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа NACA. В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей производилось из четырех баков, расположенных в крыле. Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч на высоте 4000 м. Посадочная скорость — 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.
Видео
Видео: PowerRossiya