Пять великих строек Петра I

17
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

22 октября 1730 года было закончено строительство Ладожского канала. Инициатива постройки канала принадлежала императору Петру I. Великий реформатор оставил после своей жизни немало грандиозных построек и проектов. Мы решили выбрать пять знаменитых строительных проектов царя.

Ладожский канал

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. В то время желание Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Этот проект был завершен в 1730 году уже после смерти Петра I. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.

Прислала
Наталья Гребнева

Новодвинская крепость

Крепость была возведена по инициативе Петра I для защиты Архангельска от нападения с моря. Укрепления, рассчитанные на гарнизон до 1000 человек, позволяли контролировать проход судов по основному Двинскому фарватеру — Берёзовому устью. Крепость находится в 20 км к северу от Архангельска, на острове Линский Прилук. Указ о строительстве крепости издан Петром I в декабре 1700 года, вскоре после начала войны со Швецией и «Нарвской конфузии». Он опасался, что шведы в следующую навигацию попытаются блокировать единственные морские ворота страны и разрушить кораблестроительную и портовую инфраструктуру Архангельска. 12 июня 1701 года состоялась торжественная закладка крепости, а уже 25 июня размещённые в недостроенных земляных укреплениях орудия приняли участие в отражении попытки шведского флота прорваться к Архангельску.

Прислала
Наталья Гребнева

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Согласно записи в «Походном журнале», Пётр I начал строительство Монплезира 17 мая 1714 года. Название (от французского mon plaisir — «моё удовольствие») встречается на собственноручных рисунках Петра с набросками здания и сада перед ним. Сооружение было начато с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива с подпорной кирпичной стенкой. С 1717 года велись работы под руководством Леблона: строительство одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике Монплезира осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничных путешествий. Работы были завершены в 1723 году.

Прислала
Наталья Гребнева

Главное Адмиралтейство

Адмиралтейская корабельная верфь была заложена Петром I на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года. Считается, что проект сооружения был разработан самим царём. Строительством руководил комендант Олонецкой верфи Иван Яковлев, фортификационными работами — полковник Роман Брюс. Чертёж «фортеции для защиты верфи» был прислан Алексеем Меншиковым Брюсу 17 сентября 1705 года, после чего началось сооружение земляного вала вокруг адмиралтейского двора. Земляная крепость с пятью бастионами, на которых было поставлено 100 пушек, «совершилась строением» 7 ноября того же года. Первое Адмиралтейство было П-образным мазанковым одноэтажным зданием, развёрнутым к реке. В центре южного корпуса над воротами была возведена небольшая башенка со шпилем. Внутри двора находились кузницы, амбары, эллинги и стапели. В «Адмиралтейском доме» были устроены мастерские, помещения для канатного, мачтового, блокового, парусного, смоляного мастеров, склады для такелажа.

Прислала
Наталья Гребнева

Зимний дворец

Строительство этого грандиозного сооружения началось в 1716 году. Эта личная резиденция императора Петра I была возведёна на набережной Невы у Зимней канавки. Строительство дворца было решено отдать на подряд «вольным» каменщикам и столярам. Согласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы — «французским манером с рамами». В феврале 1720 года дворец был готов. Позднее дворец был расширен. К осени 1723 года Второй дворец был готов. В этом дворце в 1725 году умер Пётр I. В 1731 году дворец был перестроен по проекту Растрелли. Существующее сегодня здание дворца стали возводить в 1754 году, оно было достроено при Екатерине II.

Второй Зимний дворец Фото: Wikipedia

Видео

Старо Ладожский канал с выходом в Ладогу

Видео: TheMarat9999 на Youtube

Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работали

Андрей Матвеев, Наталья Гребнева

10 000 просмотров

27 июля 2018
10 000 просмотров

1 комментарий к материалу.

Игорь Свитов 23 октября 2013, 15:32

Какой грамотей писал эту статью?Зимний дворец начали строить в 1754-1762 годах при Елизавете Петровне.Петр первый умер в 1725 году прошло 29 лет и как он мог сие "грандиозное сооружение " построить?Был до этого деревянный летний дворец где Екатерина родила сына Павла.Читайте книги по истории)))

Добавить комментарий

Новое на сайте