23 октября 1984 года пленум ЦК КПСС принял программу переброски на юг сибирских рек. Эта грандиозная программа так и не была воплощена в жизнь. Существовали и другие великие проекты, которым не суждено было сбыться. Smartnews расскажет о пяти крупных незавершённых проектах СССР.
Поворот сибирских рек
Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию — проект по перераспределению речного стока сибирских рек и направлению его в Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркмению. Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР), 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований и 10 альбомов карт и чертежей. Руководство разработкой проекта осуществлял его официальный заказчик — Минводхоз.
Главный Туркменский канал
Этот незавершённый широкомасштабный проект обводнения и мелиорации Туркмении создавался в 1950-55 годах и был прекращён. Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу Узбоя. Строительство было массово освещено в газетах начала 50-х годов, называлось «Сталинской стройкой века» и «Воплощением Сталинского плана преобразования природы».
Фото: dic.academic.ru
Кольская дорога
Строительство широтной железной дороги через Кольский полуостров было вызвано планами по созданию на его восточном побережье двух баз военно-морского флота. Дополнительные базы ВМФ понадобились в виду опыта Великой Отечественной войны. Для сооружения дороги в конце 1951 года около станции Титан был создан исправительно-трудовой лагерь, в котором содержалось до 4900 заключённых, в дальнейшем распределённых по семи лагерям вдоль трассы. По одним сведениям, за год с небольшим было уложено 110 км рельсов, ещё на 10 км — подготовлена трасса. По другим, к 1952 г. было построено 60 км дороги, ещё на 150 км уложена насыпь, до Иоканьги проложена временная автомобильная дорога и линия связи. После смерти Сталина в марте 1953 года строительство было остановлено, в течение нескольких месяцев законсервировано, а позже заброшено, как и все остальные железные дороги, которые были законсервированы после смерти Сталина.
Сахалинский тоннель
Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929—1930 годах. В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне (секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950) было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по всему проекту были свёрнуты.
Фото: dic.academic.ru
Ржевский гидроузел
Неосуществлённый проект создания гидроузла на Волге выше Ржева на территории Тверской области России предполагал строительство плотины и организацию Ржевского водохранилища для водоснабжения Москвы. Реализация проекта привела бы к замедлению течения реки на этом участке, что ухудшило бы качество воды и вызвало её заболачивание. В зону затопления попали бы 17,5 тыс. га сельхозугодий, в том числе пашни, сенокосы, пастбища и леса. Для организации Ржевского моря нужно было затопить 33 населенных пункта, переселить 520 семей, перенести 440 домовладений и почти 80 животноводческих ферм и производственных объектов. При организации водохранилища под водой оказались бы 270 памятников архитектуры, памятник природы «Бенские пороги», памятные места сражений времён Великой Отечественной войны. Создание водохранилища нанесло бы огромный ущерб природной среде Тверской области.
Видео
Поворот рек. Остановить апокалипсис
Видео: Радик Шарипов на Youtube
6 комментариев к материалу.