Пять амбициозных космических проектов США, оставшихся нереализованными

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

24 октября 1957 года американские инженеры приступили к разработке пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20. Это был грандиозный проект для своего времени. Аппарат, представляющий собой орбитальный самолет, должен был быть многоразовым. Однако проект был закрыт спустя 6 лет. По этому случаю мы решили вспомнить несколько амбициозных космических проектов США, которые так и остались нереализованными.

X-20 Dyna Soar

Разработка пилотируемого космического разведчика-перехватчика велась в США с 24 октября 1957 года по 10 декабря 1963 года. Заказчиком программы выступили ВВС США. Работу над проектом поручили компании Boeing. За основу разработки была взята концепция немецкого орбитального бомбардировщика Ойгена Зенгера времён Второй мировой войны – «Серебряная птица». Самолет должен был быть многоразовым. Предполагалось, что X-20 Dyna Soar будет нести бомбы, осуществлять фоторазведку, а также перехватывать спутники противника на орбите. Аппарат должен был выводиться ракетой-носителем. Корпус самолета планировалось изготавливать из тугоплавких металлов и сплавов (молибдена, циркония, сплава рений-ниобия Rene 41) без использования теплопоглощающих керамических покрытий (подобные покрытия были у спейс-шаттлов). X-20 Dyna Soar должен был управляться вручную на всех участках полета, автоматическое управление не было предусмотрено.

Специалистам удалось изготовить несколько макетов самолета. Первый запуск корабля планировалось осуществить в 1966 году. Были даже проведены тренировки полетов, среди которых оказался известный Нил Армстронг, первый человек, ступивший на Луну. Экипаж X-20 должен был состоять из одного человека, позднее – до четырех.

Несмотря на то, что проект был почти готов, его отменили в силу разных причин: технических, политических и финансовых.

Военная орбитальная станция MOL

В задачи многоразового космоплана X-20 Dyna Soar также входила доставка грузов на военную орбитальную станцию MOL. Находящиеся на станции астронавты должны были вести наблюдение за объектами противника, а также в случае необходимости должны были уничтожать спутники противника.

Предполагалось, что станция MOL будет выведена на орбиту ракетой-носителем «Титан IIIC» вместе с космическим кораблём «Джемини B». Люди должны были находиться на MOL в течение 30 дней. Инженеры изготовили макет станции, который был испытан в ходе тестового запуска в 1966 году. MOL должна была быть запущена в конце 1970 года, но президент Никсон отменил программу. Во многом это было связано с тем, что для разведки решено было использовать беспилотные аппараты.

X-30

В 1986 году началась разработка перспективного многоразового космического корабля X-30 NASP. Его особенность была в том, что он должен был сам взлетать с космодрома, а также совершать посадку. Он должен был выводить на орбиту грузы, а также доставлять людей на орбитальную станцию. Кроме того, X-30 предполагалось использовать и в качестве самолета для быстрого путешествия из одной точки земного шара другой. Программа NASP, финансируемая NASA и министерством обороны США, велась с участием фирм McDonnell Douglas, Rockwell International. В X-30 должны были использоваться прямоточные двигатели. В обшивке предполагалось использовать лёгкие жаростойкие материалы, сплавы титана и алюминия. Корпус должен был выдерживать температуру 1 тыс. – 1,7 тыс. градусов Цельсия. Экипаж должен был состоять из двух человек. Проект был приостановлен, однако некоторые наработки были позднее использованы для создания гиперзвукового беспилотного летательного аппарата Boeing X-43, который в настоящее время проходит испытания.

«Орион»

В 1950—1960 гг. в США разрабатывался проект пилотируемого ядерно-импульсного космического корабля «Орион», который назвали «взрыволетом». Предполагалось, что он сможет исследовать межпланетное и межзвёздное пространство. Корабль должен был использовать ядерный ракетный двигатель. Из корабля, в направлении, противоположном полёту, должен был выбрасываться ядерный заряд небольшого эквивалента и подрываться на малой дистанции от корабля (до 100 м). Заряд должен был быть сконструирован таким образом, чтобы большая часть продуктов взрыва в виде расширяющегося плазменного фронта, движущегося с релятивистскими скоростями, была направлена в хвост космического корабля: где массивная отражающая плита принимает на себя импульс, и передает его кораблю через систему амортизаторов (или без них, для беспилотных версий). От повреждения световой вспышкой, потоками гамма-излучения и высокотемпературной плазмой, отражающая плита защищена абляционным покрытием из графитовой смазки, возобновляемым после каждого подрыва.

По проекту «Орион» проводились не только расчёты, но и натурные испытания. Это были летные испытания моделей, движимых химическими взрывчатыми веществами. Модели называли «put-puts», или «hot rods». Несколько моделей было разрушено, но один 100-метровый полет в ноябре 1959, был успешен и показал, что импульсный полет мог быть устойчивым. По расчетам, такой корабль мог бы разогнаться до скорости 10000 км/с (3,3% скорости света) за десять дней, и преодолеть расстояние до Альфы Центавры всего за 130 лет.

Terrestrial Planet Finder

Этот проект НАСА предполагал создание космического телескопа, способного исследовать окрестности других звёзд в поисках экзопланет, схожих с планетами земной группы. Реализация проекта позволила бы обнаруживать такие объекты в ближайших окрестностях Галактики, а также определять химические свойства и состав их атмосферных оболочек. Одним из вариантов такого телескопа мог стать инфракрасный интерферометр, состоящий из множества небольших телескопов, которые расположены на одной платформе. В совокупности это даёт эффект одного большого мощного телескопа.

Terrestrial Planet Finder
Фото: Wikipedia

Видео

Испытания уменьшенной модели X-20 Dyna Soar в аэродинамической трубе

Автор

Андрей Матвеев

Новое на сайте