25 октября 1965 года был принято постановление советского правительства о совместной работе ОКБ-1, возглавляемого Королевым, и ОКБ-52, возглавляемого Челомеем, над проектом по облету Луны на корабле 7К-Л1 и высадке человека на Луну по программе Л3. Предполагалось, что первый советский космонавт ступит на поверхность Луны в 1968 году. Однако несмотря на титанический труд советских ученых, планам не удалось сбыться. 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» американцы первыми ступили на искусственный спутник. Мы расскажем о пяти главных причинах, по которым СССР не удалось опередить американцев в запуске человека на Луну.
Причина 1. Упустили момент
СССР дал старт лунной программе слишком поздно. США приняли программу пилотируемых космических полётов «Аполлон» еще в 1961 году. 12 сентября 1961 года президент СЩА Джон Кеннеди сформулировал задачу покорения Луны в своем выступлении. Кеннеди предложил участвовать в совместной программе по высадке человека на Луну, но Хрущев ему отказал, подозревая, что США хочет выведать секреты советской ракетной и космической техники. Проект высадки космонавтов на Луну стал ответом на планы США. Отправить человека на естественный спутник Земли в первостепенные задачи СССР не входило. Но США был необходим реванш после того, как СССР первым отправила человека в космос. Американская лунная программа стала вызовом, на который нужно было отвечать. Несмотря на огромные прикладываемые усилия, работы по лунной программе отставали от графика.
Причина 2. Расхождение в подходах разных конструкторов
У Королева и Челомея были разные взгляды на то, какую ракету-носитель нужно использовать для запусков. Рассматривались варианты с Н-1 (11А52), разрабатываемой ОКБ-1, УР-500 («Протон») и Р-56 (8К68), разрабатываемом в КБ Янгеля. Экономические расчёты были в пользу Н-1. Эта ракета стала главным перспективным носителем для реализации советской лунной программы. Но ставка на Н-1 не оправдала себя. Ее испытания постигли неудачи.
Причина 3. Неудачные запуски
Все четыре испытательных запуска Н-1 были аварийными на этапе работы первой ступени. В США при разработке мощных носителей серии «Сатурн» был выполнен очень большой объём наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов. Это позволило американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты «Сатурн-5». Ракету же Н-1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранением причин неисправностей, выявленных при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности такой путь оказался слишком долгим и дорогим.
Причина 4. Дорогой проект
Проект лунной программы был не до конца просчитан с экономической точки зрения. Объем средств, выделенных на советскую лунную программу, был в 15 раз меньше по сравнению с американской. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения. Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники.
Причина 5. Череда трагедий
На реализацию лунной программы не могла не повлиять смерть Сергея Королева в 1966 году. Он был руководителем ОКБ-1, главной организации по разработке системы в целом, лунного орбитального и лунного посадочного кораблей. Чуть позже в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров. Он был наиболее вероятным кандидатом для сложных лунных полётов. В 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин. Уход Королева привел к смене курса в развитии лунной программы, что отразилось на сроках ее реализации.
3 комментария к материалу.