1 ноября 1911 года начался поход к Южному полюсу экспедиции «Терра Нова» Роберта Скотта. С самого начала экспедиция оказалась вовлечена в полярную гонку с конкурирующей командой Руаля Амундсена. Скотт с четырьмя спутниками достигли Южного полюса 17 января 1912 года, спустя 34 дня после Амундсена, и погибли на обратном пути, проведя на антарктическом леднике 144 дня. Сегодня мы расскажем о пяти главных ошибках экспедиции «Терра Нова».
Первые трудности плохо закрепленные мешки с углем
1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне: плохо закрепленные на палубе мешки с углем и баки с бензином вели себя как тараны. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой.
Неожиданная встреча необходимость гонки
Одной из проблем являлась неосведомленность состава экспедиции о параллельном присутствии исследовательской группы Амундсена. К великому изумлению британцев, в бухте стоял «Фрам» — судно снабжения экспедиции Руаля Амундсена. Командир Торвальд Нильсен не стал встречать гостей, но «Фрам» посетили Кемпбелл и лейтенант Пеннелл. Позднее Кемпбелл, Пеннелл и доктор Левик по приглашению Амундсена посетили базу норвежцев «Фрамхейм». Амундсен предложил англичанам располагаться поблизости, подчеркнув, что Антарктика открыта для всех.
Слабые животные
Скотт во главе двенадцати человек 27 января выступил к 80° южной широты с целью закладки продовольственных складов для весеннего похода. В команду входили 26 собак и 8 пони послабее — остальных берегли для весны. После десятидневного похода был разбит лагерь, получивший название Corner Camp («Угловой»), ибо он располагался на меридиане мыса Крозье и отсюда открывался удобный путь на ледник Бирдмора. Переждав трехсуточный шторм (погибли два пони), Скотт решил отправить трех наиболее пострадавших животных на базу с лейтенантом Эвансом и тремя матросами.
Необдуманный поход
27 июня — 1 августа, в разгар антарктической зимы, Уилсон, Бауэрс и Черри-Гаррард совершили поход на мыс Крозье для сбора яиц императорских пингвинов и испытания полярного снаряжения и рациона. Поход оказался чрезвычайно тяжелым: чтобы преодолеть 97 км в почти полной темноте и на экстремальном холоде, потребовалось 19 дней. 5 июля температура упала до −60 °C (−77 °F). Зачастую не удавалось пройти больше одной мили в сутки. Из-за постоянного обледенения установка палатки требовала нескольких часов, чрезвычайно трудно было открывать мешки для провианта, керосин представлял собой некое подобие студня.
Неподготовленность средств передвижения
Передвижение на мотосанях осуществлялось со скоростью 0,8 км/ч, первые сани окончательно вышли из строя 1 ноября, вторые — через 87 км от Углового склада. Основной причиной аварий был постоянный перегрев двигателей воздушного охлаждения и неприспособленность трансмиссии к условиям холодного климата. После этого люди были вынуждены впрячься в упряжку сами и тащить ее 241 км до условленного места, имея нагрузку на каждого свыше 2 центнеров.