Пять легендарных крейсеров Российской империи

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

«Варяг». Фото: Wikipedia

1 ноября 1899 года на воду был спущен крейсер «Варяг». Этот корабль стал известен во время Русско-японской войны. Подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» стал известен во всей стране. В истории Российской империи было несколько крейсеров с удивительной судьбой. Мы расскажем о пяти самых известных из них.

Крейсер «Варяг». Фото: Wikipedia

Бронепалубный крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер «Варяг» был построен на верфи William Cramp and Sons в Филадельфии. Спуск на воду состоялся 1 ноября 1899 года. Выбор производителя был не случаен. На этой верфи происходил ремонт и переоборудование многих кораблей российского флота, купленных в Америке. В William Cramp and Sons обещали сдать крейсер через 20 месяцев, что также сыграло роль в выборе верфи. Орудия для крейсера были изготовлены на Обуховском заводе, торпедные аппараты — на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Якоря были заказаны в Англии.

С самого начала корабль преследовала череда поломок. Некоторые его системы постоянно ломались и требовали ремонта. Больше всего проблем возникало с котлами Никлосса. Они часто обжигали матросов паром.

Если бы не эти недостатки, «Варяг» был бы одним из самых лучших кораблей того времени. Крейсер отличался от изготовленных ранее кораблей большим количеством электрических приборов. Впервые в истории вся мебель крейсера «Варяг» была сделана из металла и покрашена под дерево. Кроме того, крейсер «Варяг» был первым российским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, в том числе на постах у орудий.

Еще одним дефектом было то, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Это было исправлено добавлением в трюм чугунных чушек общим весом в 200 тонн. Однако это уменьшило скорость крейсера и способствовало большому перерасходу угля.

В 1901 году корабль побывал в Атлантике, зашел в Кронштадт, в 1902 году «Варяг» приплыл в Порт-Артур.

Начало Русско-японской войны застало крейсер «Варяг» в нейтральном корейском порту Чемульпо. 8 февраля 1904 года японская эскадра из двух броненосных крейсеров, четырех бронепалубных крейсеров, восьми миноносцев блокировала Чемульпо для того, чтобы прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. человек) и не допустить вмешательства «Варяга». Японский адмирал Урио выставил русским ультиматум: покинуть порт и сдаться на милость победителям, в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. На крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» отказались от сдачи и начали готовиться к бою. Бой продолжался в течение часа. Был потоплен один миноносец и поврежден крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул. «Варяг» получил несколько повреждений, в том числе одну большую пробоину у ватерлинии. Крейсер уже не мог продолжать сражение. Капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев отдал приказ затопить крейсер. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй.

«Варяг» после боя, виден крен на левый бок. Фото: Wikpedia

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» был заложен в сентябре 1896 года. Строительство корабля велось на Балтийском заводе. Крейсер был спущен на воду 11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Название крейсера выбрал император Николай II из 11 предложенных. Строящийся крейсер был назван «Авророй» в честь богини зари у эллинов.

В начале 1902 года на «Аврору» установили якоря системы Холла, что сделало крейсер первым во флоте кораблем отечественной постройки, оснащенным этой новинкой.

Во время Русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившимся Цусимским сражением. Крейсер также принимал участие в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» стал сигналом к штурму Зимнего дворца, крейсер стал одним из символов Октябрьской революции. В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге.

Крейсер «Аврора» в Средиземном море. Фото: Wikipedia

«Аврора» в 1909–1910 годах.
Фото: Wikipedia

Бронепалубный крейсер «Олег»

Русский бронепалубный крейсер «Олег» был спущен на воду 14 августа 1903 года. Этот корабль принимал участие в Цусимском сражении. «Олег» использовался во время Гражданской войны. 28 ноября 1918 года крейсер высадил в Гунгербурге десант численностью в 500 красноармейцев. Благодаря им сражение за Нарву было выиграно, силы германской и эстонской армий решили оставить город. Кроме того, крейсер «Олег» участвовал в подавлении восстания в форту «Красная Горка» 13–15 июня 1919 года. Восстание уже было подавлено, крейсер «Олег» стоял на якоре в створе кронштадтских маяков. Крейсер охраняли сторожевые корабли, между которыми незамеченным к нему приблизился быстроходный английский торпедный катер и выпустил торпеду. Она попала в левый борт корабля, который быстро стал крениться и в итоге затонул.

Крейсер «Олег». Фото: Wikipedia

Бронепалубный крейсер «Кагул»

Этот корабль известен по фильму Сергея Эйзенштейна. Именно этот крейсер в 1925 году «снялся» в роли броненосца «Потемкин».

Этот русский бронепалубный крейсер типа «Богатырь» был спущен на воду 20 мая 1902 года. Несколько раз менялось его название. С 25 марта 1907 года он стал называться «Память Меркурия», с 1922 года — «Коминтерн». У этого крейсера была нелегкая судьба.

В период Первой мировой войны крейсер участвовал в нескольких операциях, атаковал коммуникации противника на побережье Черного моря, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. После падения Временного правительства 12 ноября 1917 года большая часть личного состава крейсера «Память Меркурия» приняла решение не поднимать Георгиевский флаг, а поднять вместо него украинский сине-желтый флаг. Более 200 матросов и все офицеры, за исключением одного мичмана, из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно. После захвата крейсера германскими войсками использовался как плавучая казарма. В июле стоял под германским флагом, потом опять под украинским. Существует версия, что его даже переименовали в «Гетмана Ивана Мазепу». 24 ноября 1918 года захвачен Антантой, а 29 апреля 1919 года — Красной армией.

Корабль принимал участие в Великой Отечественной войне. В Потийском порту был выведен из строя германской авиацией. Позже был использован для создания волнолома. Останки корпуса до настоящего времени находятся в устье Хопи.

«Память Меркурия» в 1917 году.
Фото: Wikipedia

Крейсер «Память Азова»

Многие о существовании этого крейсера знают по яйцу Фаберже, хранящемуся в Оружейной палате Московского Кремля. Яйцо было сделано в память о путешествии цесаревича Николая II и великого князя Георгия Александровича на крейсере «Память Азова» по Дальнему Востоку в 1890 году. В этой поездке цесаревич Николай стал жертвой покушения в Японии и получил серьезную травму головы. По иронии судьбы крейсер «Память Азова» стал не защитником царя, а первым мятежным кораблем Балтийского флота.

Свое название «Память Азова» получил в честь парусного линейного корабля «Азов», отличившегося в сражении при Наварине. Крейсер был спущен на воду в июне 1888 года.

Во время первой русской революции крейсер «Память Азова» входил в состав учебно-артиллерийского отряда и базировался близ Ревеля. На корабле была создана социал-демократическая ячейка, возглавляемая артиллерийским квартирмейстером Нефедом Лобадиным. Большевики доставляли на корабль нелегальную политическую литературу и распространяли ее среди экипажа. Алый флаг над «Памятью Аэова» взвился утром 20 июля после того, как стало известно о восстании матросов в Свеаборгcкой крепости. Бунт был подавлен.

Император приказал переименовать крейсер в «Двину» и переклассифицировать в учебное судно. Когда в феврале 1917 года пал царский режим, кораблю по требованию матросов вскоре вернули имя «Память Азова». В ночь на 18 августа 1919 года корабль был атакован английским торпедным катером. После попадания торпеды лег на грунт.

«Память Азова». Фото: Wikipedia

Видео

Крейсер «Варяг»

Видео: «Россия 1» на YouTube

Автор

Андрей Матвеев

Новое на сайте