Пять самых известных мятежей на кораблях

31
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: РИА Новости

8 ноября 1975 года капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой» с целью смены партийно-государственного аппарата. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В итоге раненого капитана арестовали и приговорили к расстрелу. В связи с этим мы хотели бы рассказать о пяти самых известных мятежах на кораблях.

Мятеж на «Баунти»

Восстание части экипажа на британском корабле «Баунти» во время путешествия за хлебными деревьями в Тихом океане произошло 28 апреля 1789 года. Центральным лицом мятежа против капитана Уильяма Блая стал помощник капитана Флетчер Кристиан. Высаженный мятежниками в шлюпку вместе с верными членами экипажа, капитан Блай преодолел более 6 710 км и почти чудом спасся. Флетчер Кристиан и остальные восставшей команды попытались основать собственную колонию на одном из островов, однако после кровавых споров повстанцы разделились — часть из них во главе с Кристианом поселились на острове Питкерн, а остальные остались на Таити и были арестованы и возвращены на суд в Англии. Отношения между капитаном и некоторыми матросами начали портиться еще во время экспедиции на Таити. За пререкания с капитаном, непослушание и другие мелкие проступки Блай неоднократно назначал наказание розгами. Несмотря на это, никаких серьезных или даже угрожающих недоразумений за время экспедиции замечено не было. Блай поддерживал репутацию строгого, педантичного и эффективного командира и вместе с редкими наказаниями розгами еще использовал жесткую и порой оскорбительную лексику по отношению к тем, кто провинился. Современные исследователи придерживаются мнения, что мятеж на «Баунти» стал результатом нескольких факторов. Безусловно, Уильям Блай был суровым капитаном, но далеко не хуже других, и его дисциплина на «Баунти» не была чем-то чрезвычайным на британском флоте. За 18 месяцев путешествия наказание розгами получили лишь 5 членов экипажа, и суровость наказания была меньше, чем на других судах британского флота. Приятные воспоминания о пребывании на Таити были соблазнительными, но не могли быть основными причинами мятежа. Совокупность всех этих факторов, а также моральное состояние экипажа после многих месяцев путешествия, и особенно Флетчера Кристиана, был причиной мятежа части экипажа. К тому же, когда Уильяма Блая высадили с корабля 28 апреля 1789 года большинство членов экипажа хорошо понимали последствия этого шага, поскольку по закону смертной казнью карался не только мятеж, но и равнодушие и нежелание защищать капитана и законную власть на судне. После совершения мятежа у многих другого выбора уже не было и, высадив капитана и его лоялистов в шлюпку, команда «Баунти» направилась искать безопасное место.

Фото: Wikimedia Commons

Восстание рабов на «Амистаде»

В 1836 году на корабле «Амистад» началось восстание рабов. Однажды богатый мексиканец дон Хосе Руис отправился в Гавану, чтобы закупить партию рабов. Он тщательно осмотрел живой товар и после торга приобрел сорок девять невольников, а в их числе рослого мускулистого африканца Джозефа Синкеса. Торговцы уверяли, что это был потомок одного из африканских королевских родов бассейна реки Конго. Гордый чернокожий принц с самого начала отказывался выполнять приказы работорговцев. Он и стал зачинщиком восстания. На четвертый день плавания рабы перепилили свои цепи и убили всю команду корабля, оставив в живых лишь нескольких человек. Спасся лишь один матрос, стоявший у руля. Он молниеносно спустил на воду небольшую спасательную шлюпку и быстро отплыл от судна. Достигнув берега, он сообщил властям о бунте на борту «Амистада». Одним из оставленных в живых оказался бывший капитан, которого заставили держать курс на Африку. Но рабы ничего не понимали в новигации, и поэтому капитан старался держаться поближе к побережью сперва Мексики, а затем Багамских островов в надежде встретить какой-нибудь вооруженный корабль. Рейс тем временем затягивался, и корабль уже начал подплывать к США. Через какое-то время вблизи от «Амистада» показалась канонерка «Вашингтон». Прочитав название таинственного судна «Амистад», капитан сразу понял, с кем имеет дело. С некоторых пор командование американским военно-морским флотом получало сообщения о появлении в различных пунктах Мексиканского залива и восточного побережья США корабля «Амистад», который два месяца назад вышел из порта в Гаване, направляясь в Гуанаху, но не дошел до места назначения. Сбежавший вахтенный матрос сообщил о бунте. Когда помощник капитана канонерки «Вашингтон» поднялся в сопровождении вооруженных матросов на палубу «Амистада», от группы африканцев отделился седовласый белый человек и, обращаясь к нему, закричал, нервно жестикулируя: «Помогите! Это взбунтовавшиеся невольники!» — Даже в присутствии вооруженных матросов с лица его не сходил страх. — «Они перебили всю нашу команду! Арестуйте их главаря!». В итоге Синкерса и трех его ближайших сподвижников арестовали и приговорили к смертной казни за бунт и пиратство. Остальные рабы получили разные сроки тюремного заключения.

Восстание на броненосце «Потемкин»

Это восстание одно из самых заметных событий революции 1905–1907 годов в России и первый случай вооруженного мятежа целой воинской части в ходе этой революции. В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооруженного выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея четкого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Фото: ИТАР-ТАСС

Восстание на крейсере «Аврора»

Когда летом 1916 года стало известно о планах по постановке «Авроры» на ремонт, капитан 1-го ранга М. И. Никольский написал донесение, в котором указывал на возможное пагубное влияние длительной стоянки в порту на команду крейсера. В нем он писал, в частности, что «команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность — благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода». Исходя из этих взглядов, сразу после начала ремонта в Кронштадтском порту Никольский установил на крейсере жесткий порядок; в частности, ввел ограничения на сход команды на берег и потребовал тщательного осмотра всех запираемых после работ помещений. Считая, что уберечь нижних чинов от разлагающей революционной пропаганды можно лишь жесткой дисциплиной и постоянной занятостью, Никольский направлял всю энергию на соблюдение строгого порядка. С началом Февральской революции 27 февраля 1917 года Никольский в связи с забастовкой на заводе распорядился усилить вооруженный караул на крейсере. Вскоре на «Авроре» с согласия Никольского были размещены арестованные агитаторы и подстрекатели. Через некоторое время в команде крейсера распространились слухи, что корабль собираются использовать как плавучую тюрьму. Поэтому Никольский, опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера. Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте революционно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Не подчинившись приказанию вахтенного начальника прекратить шум, матросы продолжали кричать и наносить оскорбления караульным, не уходя со шкафута. Тогда Никольский и старший офицер крейсера Огранович открыли по толпе матросов огонь из револьверов, и палуба мгновенно опустела. Утром был созван офицерский совет, на котором решили не открывать огонь даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооруженные люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов командир «Авроры» ушел к себе в каюту. Толпа тем временем заполнила корабль; спешившие на берег матросы торопились и переодевались в выходное платье. Все оружие, в том числе офицерское, было роздано на руки, частично — рабочим. Узнав о том, что 27 февраля офицеры стреляли в команду и среди нее были раненые, рабочие потребовали немедленной расправы над командиром и старшим офицером крейсера. Матросы решили отвести их в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию лиц. С Никольского и Ограновича сорвали погоны и начали, издеваясь, сводить их по сходням на берег. Там рабочие потребовали, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках. Никольский и Огранович категорически отказались. Старшему офицеру «Авроры» нанесли удар штыком в горло, и он, обливаясь кровью, упал на землю. Никольского снова стали заставлять нести красный флаг, однако он вновь отказался. В этот момент из толпы раздался выстрел; пуля попала Никольскому в голову, и он скончался на месте. Кроме офицеров, на корабле избили нелюбимого командой кочегарного кондуктора Ордина.

Фото: Global Look

Бунт на корабле «Сторожевой»

8 ноября 1975 года Валерий Саблин при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: «Разбомбить и потопить». В Ирбенском заливе на мятежное судно сбросили серию снарядов бомбардировщики Су-24. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении — измене Родине — и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян.

Видео

Видео: VladimirRadiomay

Автор

Артем Кузнецов

25 000 просмотров

10 ноября 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров

Новое на сайте