Десять самых крупных происшествий на подводных лодках

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», аналогичная АПЛ «Нерпа».  Фото: Владимир Саяпин/ИТАР-ТАСС

8 ноября 2008 года произошла авария на подводной лодке «Нерпа». По официальной версии, на подлодке несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения. Атомная силовая установка на борту лодки не пострадала, радиационный фон на корабле был в норме. В результате этой аварии погибло 20 человек. В связи с этим случаем мы решили вспомнить десять самых крупных аварий на подводных лодках.

Авария на «Нерпе»

8 ноября 2008 года в рамках очередного этапа государственной приёмки К-152 «Нерпа» вышла из акватории завода «Звезда» в Большом Камне для производства торпедных стрельб в одном из районов боевой подготовки флота. В качестве корабля-мишени выступал БПК «Адмирал Трибуц». В этот день на «Нерпе» на палубах второго отсека произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. По одной из версий, концентрация фреона в среднем по 2-му отсеку в 300 раз превысила ПДК. На некоторых гражданских специалистах кислородные аппараты были надеты, но включены не были. В результате 20 человек погибло (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов), 21 — получили ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения. На лодке находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий, остальные — гражданские лица: сдаточный экипаж, который управлял кораблём, и другие заводские специалисты. Корабль своим ходом прибыл на пункт временного базирования в город Большой Камень.

Пожар на лодке «Синдуракшак»

В ночь на 14 августа 2013 года в Индии на борту подводной лодки «Синдуракшак, произошли три взрыва, после чего возник сильный пожар. Лодка в этот момент была пришвартована в порту Мумбаи. Также получила лёгкие повреждения стоявшая рядом другая подводная лодка S59 Sindhuratna. Российские эксперты называют следующие версии: диверсия, утечка водорода из аккумуляторной ямы, нарушение правил ведения работ на технике и технический сбой одной из систем. В результате одной из этих причин боезаряд взорвался. Версия самопроизвольного взрыва боезапаса отвергается большинством специалистов. В момент инцидента на подводной лодке находились 18 моряков, все они, скорее всего, погибли. Три находившихся рядом со взрывом человека доставлены в больницу.

Китайская подводная лодка Ming III

16 апреля 2003 года затонула дизель-электрическая подводная лодка. Экипаж погиб в Бохайском заливе Жёлтого моря после того, как дизель, не остановившийся при погружении, сжёг весь воздух в лодке. 25 апреля лодку обнаружили рыбаки, сети которых зацепились за перископ. Лодка отрабатывала автономное плавание в скрытном режиме. Авария считается самой крупной официально признанной потерей китайского подводного флота.

К-141 «Курск»

12 августа 2000 года затонула подлодка «Курск». Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами ушла на дно Баренцева моря, в 137 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Лодка была поднята 10 октября 2001 года. Утилизирована после выгрузки ядерных боеприпасов в мае 2002 года.

К-278 «Комсомолец»

7 апреля 1989 года затонула К-278 «Комсомолец». Атомная торпедная подводная лодка погибла в Норвежском море юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках. Лодка лежит на глубине 1 858 метров. Реактор лодки был заглушен, однако в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью.

K-219

3 октября 1986 года ушла на дно подводная лодка K-219. Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения погиб из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море Атлантического океана, в 770 км к северо-востоку от Бермудских островов. Крейсер затонул при буксировке в условиях шторма на глубине 5 500 м, унеся с собой 48 ядерных боеголовок баллистических ракет РСМ-25 и две ядерных торпеды. Ценой своей жизни матрос Сергей Преминин заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию.

С-178

21 октября 1981 года дизельная средняя подводная лодка проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с теплоходом «Рефрижератор-13» в узкой бухте Золотой Рог. Подводную лодку приняли за рыбацкий корабль. Из-за плохо организованной спасательной операции в воде рядом с Владивостоком и «Рефрижератор-13» замерзло и погибло множество людей. При попытке части экипажа самостоятельно выйти через торпедные аппараты трое бесследно исчезли.

USS Scorpion

22 мая 1968 года USS Scorpion погибла в Атлантическом океане, в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Трагедия с лучилась за 5 дней до возвращения лодки в базу в Норфолк. Причина гибели до сих пор не ясна, хотя официальной версией является взрыв торпеды Mark-37. Периодические исследования радиационного фона на месте трагедии показывают отсутствие утечки радиоактивных материалов из реактора и двух торпед Mark-45-ASTOR с ядерными боеголовками. Обломки покоятся на глубине 3300 м.

Б-37

11 января 1962 года лодка Б-37 погибла в результате пожара и взрыва всего боезапаса первого отсека. Подводная лодка стояла у пирса в Екатерининской гавани базы посёлка Полярный. Экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Весь экипаж Б-37 (59 человек) моментально погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. Вторым корпусом к Б-37 стояла подводная лодка С-350. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина, первый и второй отсеки заполнились водой. Погибли 11 человек. Во время взрыва на Б-37 непосредственно на пирсе проходили занятия строевой подготовки. Погибло 52 матроса и мичмана. Эта авария по суммарному числу жертв (122) до сих пор остаётся самой крупной в отечественном подводном флоте.

USS Thresher

10 апреля 1963 года погибла американская атомная торпедная подводная лодка USS Thresher. При плановом погружении на максимальную глубину некачественная пайка шва трубопровода с забортной водой привела к проникновению воды в реакторный отсек, остановке реактора и потере хода. При попытке экстренного всплытия в системе продувки цистерн главного балласта из-за влажного воздуха высокого давления образовались ледяные пробки. Последнее сообщение командира лодки было крайне плохо слышно, различимы лишь слова «пробуем продуть». Лодка провалилась на запредельную глубину вплоть до разрушения прочного корпуса. Отмечено появление радиоактивности, что косвенно указывает на разрушение реактора. Обломки покоятся на глубине 2 560 метров. Это первая в истории гибель атомной подводной лодки. Эта авария так и осталась рекордной в подводном флоте по числу жертв в послевоенной истории.

Автор

Андрей Матвеев

Новое на сайте