12 ноября 1952 года состоялся первый полет самолета Ту-95, ставшего одним из символов Холодной войны. Это советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, который является самым быстрым винтовым самолетом. Он был предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Ту-95 — один из немногих военных самолетов, находящихся на службе непрерывно более полувека. Мы решили рассказать о шести самолетах, которые служат дольше всех.
Ту-95
Этот советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец совершил свой первый полет 12 ноября 1952 года. Он считается самым быстрым винтовым самолетом. На различных модификациях самолёта в фюзеляжном грузоотсеке и на внешней подвеске возможно размещение различных авиационных средств поражения общим весом до 12 тонн: свободнопадающих авиационных бомб калибром до 9 тыс. кг или крылатых ракет, в том числе с ядерной боевой частью. В настоящий момент на службе находится 63 самолета.
Видео
Кукурузник Ан-2
Ан-2 – это советский легкий многоцелевой самолет. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Он используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолеты летают более 40 лет, а налет некоторых из них достигает 20 тыс. часов. Первый полет Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года, а в массовое производство поступил в 1949 году. В СССР самолет очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов. Народное название «кукурузник» самолет получил в наследство от По-2, так как заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолет был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.
Видео
Видео: IrkutskTV
Стратосферная крепость В-52
Boeing B-52 Stratofortress — это американский многофункциональный тяжелый сверхдальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец второго поколения фирмы «Боинг», стоящий на вооружении ВВС США с 1955 года. На дозвуковой скорости на высотах до 15 км он способен нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР. B-52, наряду с Ту-95, является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолетов. Это также один из немногих военных самолетов, находящихся на службе непрерывно более полувека. Несмотря на то, что B-52 разрабатывался в 50-х под требования Холодной войны, он по-прежнему остается основным самолетом дальней бомбардировочной авиации американских ВВС и будет оставаться таковым как минимум до 2018 либо до 2030 года.
Видео
Видео: Grandmaster Pu
Истребитель МиГ-21
МиГ-21 — это советский многоцелевой истребитель, разработанный в середине 1950-х годов. Является самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире. Применялся во многих вооруженных конфликтах. На первой модификации основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-21 был легким, маневренным самолетом, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были еще несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить маневр уклонения и обмануть ракету. Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое. В СССР в свою очередь сделали вывод, что две ракеты — ничтожно мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты «воздух-воздух». Кроме того, уже выпущенные самолеты дорабатывались под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.
Видео
Видео: BOEHTB
Полтинник Ту-154
Ту-154 — это трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970 года по 1998 год, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России.
Видео
Видео: FILINVIDEOS
Boeing 737
Это самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолет. Boeing 737 является самым массовым реактивным пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения (на середину 2013 года поставлено более 7,6 тыс. машин и около 3 тыс. заказов не закрыто). Самолет производится корпорацией Boeing с 1967 года. Он эксплуатируется настолько широко, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1,2 тыс. самолетов, а каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737. Фактически, Boeing 737 — общее название более десяти типов воздушных судов.
Видео
Видео: SpeedbirdHD