Семь самых крупных инцидентов на МКС

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: NASA

20 ноября 1998 года была введена в эксплуатацию Международная космическая станция. В работе орбитальной пилотируемой станции принимают участие 15 стран, а управление станцией осуществляется двумя сегментами: русским — из центра управления космическими полётами в Королёве, и американским — из центра управления полётами в Хьюстоне. За время существования этого проекта с ним происходило немало опасных инцидентов. Сегодня мы расскажем о семи самых крупных инцидентах на МКС. 

Сбой компьютеров в американском сегменте станции в 2001 году

25 апреля 2001 года вышли из строя все три бортовых компьютера американского сегмента станции, нарушилась связь с центром управления полётом в Хьюстоне. Были остановлены все работы с канадским роботом-манипулятором «Канадарм-2». Авария не затронула центральный компьютер российского сегмента станции, поэтому подготовка к старту российского пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-32» продолжалась в штатном порядке. Как выяснилось впоследствии, поломка случилась в устройстве хранения информации, где были повреждены файлы на жёстких дисках. В настоящее время вместо жёстких дисков применяются запоминающие устройства на твердотельных накопителях.

Катастрофа «Колумбии» в 2003 году

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» взорвался при входе в атмосферу во время схода с орбиты. США приостановили полёты многоразовых кораблей «Спейс шаттл» на два с половиной года. Затем, после первой миссии по программе «Возвращение к полётам», последовал ещё один годичный перерыв в полётах шаттлов. Все эти паузы привели к тому, что появилась неуверенность относительно будущего МКС. Смена экипажей между февралём 2003 года и июлем 2006 года шла исключительно силами российских кораблей «Союз». Начиная с МКС-7, долговременные экипажи станции состояли из двух космонавтов вместо трёх, как это было до катастрофы «Колумбии». Так как станцию перестали посещать шаттлы, на МКС стало накапливаться большее, чем обычно, количество отходов, что стало особенно проблематичным в 2004 году. Однако российские грузовые корабли «Прогресс» и миссия STS-114 справились с этой проблемой.

Прислала
Наталья Гребнева

Запуск шаттла «Колумбия». Фото: Karl Ronstrom/Reuters

Задымление и отключение вентиляции в 2006 году

18 сентября 2006 года на борту станции сработали датчики задымления. Экипаж МКС-13 почувствовал неприятный запах, а затем увидел дым, который оказался на самом деле испарениями гидроксида калия. Гидроксид калия запаха не имеет, поэтому бортинженер Джеффри Уильямс сделал предположение, что источником запаха был перегретый резиновый шланг системы регенерации воздуха «Электрон». Так или иначе, все вентиляционные системы станции были отключены, чтобы предотвратить распространение дыма и загрязнителей. До конца работ по очищению воздуха космонавты носили защитные очки и респираторы.

Сбои в работе компьютеров российского модуля в 2007 году

Происшествие случилось 14 июня 2007 года, во время пребывания на станции экспедиции МКС-15 и визита STS-117. Сбой компьютера в российском сегменте оставил станцию без нормальной работы двигателей ориентации, оборудования для генерации кислорода, поглощения углекислого газа и других систем жизнеобеспечения; это послужило причиной снижения температуры воздуха на станции. Успешная перезагрузка компьютера привела к ложной пожарной тревоге, которая разбудила экипаж. В сложившейся критической ситуации генеральный конструктор РКК «Энергия» Николай Севастьянов создал группу по анализу ситуации и разработке технических мероприятий по её устранению. В группу были включены: Николай Брюханов, Сергей Крикалёв и другие специалисты. Благодаря напряжённой работе этой группы на Земле и космонавтов на борту МКС была определена причина сбоя — выход из строя вторичных источников электропитания компьютеров в результате воздействия на них электромагнитных помех — и способы решения проблемы. Вечером 16 июня менеджер программы МКС в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне Майк Саффредини подтвердил, что все шесть компьютеров ориентации и управления, включая два компьютера, на которых произошёл сбой, снова включены и будут тестироваться в течение следующих нескольких дней. Первой была подключена система охлаждения.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: NASA

Отказ главного командно-контрольного компьютера американского сегмента станции в 2007 году

11 августа в 23:30 по московскому времени, примерно через 3 часа после того, как американские астронавты Рик Мастраккио и Давид Уильямс вышли в открытый космос, отказал главный командно-контрольный компьютер американского сегмента станции. Его функции были переданы дублирующему оборудованию. Отказ компьютера не создал какой-либо угрозы ни для работавших за бортом астронавтов, ни для находящихся на МКС людей. Первоначально возможные причины поломки, которые в НАСА назвали «таинственной», озвучены не были. Позднее, из текста радиопереговоров российских космонавтов с ЦУПом стало известно, что один из американских астронавтов выключил ТБУ и все розетки, так как хотел пофотографировать в полной темноте, но огни на приборной панели мешали ему, и он выключил всё, что светится — это и было случайно обнаружено одним из российских космонавтов.

Разрыв солнечной батареи в 2007 году

Событие произошло 30 октября 2007 года, в это время на борту станции присутствовали долговременный экипаж МКС-16 и экспедиция посещения STS-120. Во время выхода в открытый космос были установлены панели солнечной батареи сегмента P6 МКС. При развёртывании одна панель солнечной батареи развернулась нормально, но когда другая панель развернулась приблизительно на 80%, космонавты с помощью камер наружного наблюдения обнаружили на ней разрыв длиной около 75 сантиметров. Развёртывание было остановлено, и после внимательного осмотра космонавты нашли второй, меньший по размерам разрыв. 3 ноября астронавт Скотт Паразински и ассистировавший ему Дуглас Уилок починили батарею, наложив на неё изготовленные из подручных материалов алюминиевые шины

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: UPI Photo/NASA

Поломка санузла в 2008 году

21 мая 2008 года на станции произошла курьёзная ситуация — сломался единственный санузел. Всё это время космонавты пользовались резервным туалетом, который находится на пилотируемом корабле «Союз ТМА-12». Однако его ресурс был крайне ограничен, поэтому экипаж станции соорудил временную систему сбора продуктов жизнедеятельности с использованием сменных ёмкостей. Ситуация была настолько серьёзной, что в ЦУП даже рассматривалась возможность экстренной эвакуации экипажа. 2 июня на борту шаттла «Дискавери» на станцию была доставлена новая помпа, которую вместо вышедшей из строя успешно установил Олег Кононенко. Поломка повторилась 9 октября 2008 года, незадолго до пристыковки к станции пилотируемого корабля «Союз ТМА-13» с экипажем, но уже через сутки была устранена.

Видео


Автор

Екатерина Балаева

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Андрей Матвеев

Новое на сайте