22 ноября в России отмечается День психолога. Отмечать эту дату начали с 2000 года. Обычно в этот день факультеты психологии проводят дни открытых дверей, чтобы привлечь к учебе на этом факультете как можно больше студентов. Психическое здоровье человека — немаловажный фактор его общего здоровья. При здоровой психике человек чувствует себя комфортно и может полностью реализовать интеллектуальный потенциал, заложенный в нем, спокойно переносить житейские невзгоды. Сегодня часто психологические приемы используются как средства манипулирования человеком. На протяжении нескольких лет было проведено несколько экспериментов в этой области. Мы решили рассказать о пяти самых известных психологических экспериментах, которые проводились над людьми.
Тюремный эксперимент
Этот эксперимент был проведен в 1971 году в США психологом Филиппом Зимбардо по заказу ВМФ США. Многим он также знаком по немецкому фильму «Эксперимент».
Эксперимент представлял собой исследование реакции человека на лишение свободы. Группу добровольцев из 24 молодых мужчин с помощью жребия разделили на «заключенных» и «надзирателей». Были созданы специальные условия, чтобы «заключенные» чувствовали дискомфорт: неудобные халаты, отсутствие нижнего белья, ограничения в принятии душа и т. д., а «охранники», напротив, были бы уверены в себе и чуствовали свободу действий.
Однако эксперимент вышел из-под контроля и был прерван досрочно. Во второй день эксперимента «заключенные» учинили бунт. Двое участников эксперимента оказались на грани нервного срыва и были вынуждены прервать свое участие. У большинства «арестантов» были замечены психологические проблемы. В то же время у каждого третьего «охранника» обнаружились садистские наклонности. Многие «надзиратели» добровольно выходили работать сверхурочно и сожалели о прекращении эксперимента.
Фото: Наталья Гребнева
Электрический эксперимент
Впервые этот эксперимент был проведен в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета. Первоначально Милгрэм пытался выяснить, как обычные граждане Германии, не склонные к садизму, могли участвовать в уничтожении миллионов людей в годы нацизма.
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, сколько страданий обычные люди готовы причинить другим, если это входит в их рабочие обязанности. Участниками эксперимента были испытуемые и заранее подготовленные актеры, также изображавшие испытуемых. Первоначально Милгрэм использовал 40 взрослых мужчин, затем эксперимент был повторен с участием женщин. По легенде, один из участников, которого изображал актер, должен был запомнить длинный список слов, а другой — ничего не подозревавший испытуемый — проверять память первого, «наказывая» его за неправильный ответ ударом тока. Актера привязывали к креслу с электродами, а испытуемый, находясь в другой комнате, должен был постепенно увеличивать напряжение с 45 до 450 вольт. На самом деле актер только делал вид, что его бьет током, но делал это очень убедительно: при 150 вольтах кричал, что выбывает из эксперимента, и умолял выпустить, при более высоком напряжении — издавал душераздирающие «предсмертные» крики, а после замолкал.
Практически все участники эксперимента продолжали увеличивать напряжение, несмотря на крики «умирающего» подопытного. Большинство испытуемых — 26 из 40 — дошли до 450 вольт, то есть «убили» актера. Повиновение авторитету, а в данном случае это был ученый, который предлагал увеличивать напряжение, было выше моральных сомнений. Так что нацисты с успехом могли бы набрать целую армию палачей в любом американском городке. Впрочем, не только американском — позднее эксперимент был повторен в Германии, Италии, Испании и других странах. Результат был аналогичен.
Фото: Наталья Гребнева
Школьный эксперимент
Эксперимент был проведен учителем истории Роном Джонсом в апреле 1967 года в одной из школ Калифорнии. Данный эксперимент хорошо известен благодаря немецкой книге «Волна» и одноименному фильму, хотя в российском кинопрокате он почему-то назван «Эксперимент-2».
Эксперимент возник как наглядная иллюстрация ответа на вопрос, почему же немцы могли позволить нацистам командовать собой. Джонс утверждал, что он установил в классе режим строгой дисциплины. Так, например, все ученики должны были сидеть на своих местах после звонка, отвечать только стоя, все реплики учеников должны были начинаться с обращения «мистер Джонс» и т. д. В итоге в школе была создана полностью повинующаяся учителю команда, названная Джонсом «Третьей волной».
Ученики постепенно проявляли все больший интерес к участию в эксперименте. Так, например, на третий день проекта число участников нового движения выросло с 30 до 200 человек. Была разработана эмблема движения. При этом со стороны членов «Третьей волны» постепенно росла дискриминация по отношению к ученикам, не являвшимся участниками движения, — некоторые из них были избиты, не допускались в класс, подвергались слежке и т. д. В конце концов эксперимент вышел из-под контроля и был остановлен Джонсом на пятый день.
Кадр из фильма «Эксперимент-2: Волна». Фото: kinopoisk.ru
Общественный эксперимент
Эксперимент был проведен в 1951 году профессором Питсбургского университета Соломоном Эшем. Целью эксперимента было выявить, насколько среднестатистический человек подвержен так называемому общественному мнению, то есть мнению группы. Восемь участников эксперимента должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. При этом испытуемым был только один из восьми, другие семь были подставные, намеренно дававшие неправильный ответ.
Три четверти испытуемых, вопреки тому, что они видели собственными глазами, как минимум один раз дали заведомо неправильный ответ, если его выбирала вся группа. Четверть испытуемых постоянно соглашались с заведомо ошибочным ответом. Позднее данные эксперимента были уточнены и дополнены. Так, например, выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства. С ростом численности большинства возрастает число ошибочных ответов, данных под влиянием этого большинства. Однако появление в группе «единомышленника» — актера, чей ответ совпадает с мнением испытуемого, — помогает испытуемому преодолеть внутренний конфликт и начать отстаивать свое мнение.
Фото: Наталья Гребнева
Медицинский эксперимент
Впервые этот эксперимент был проведен в 1966 году психиатром Чарльзом Хофлингом.
В ходе эксперимента группу из 22 медсестер опросили, как бы они реагировали, если б им позвонил незнакомый доктор и попросил дать больному завышенную дозу лекарства, причем неизвестного, в реальности не существующего. Практически все из них ответили, что не стали бы давать больному лекарство. Решено было проверить это на практике.
В результате из 22 медсестер 21 безоговорочно подчинилась просьбе незнакомого «доктора Смита», который по телефону просил дать больному двойную дозу незнакомого лекарства.
Видео
В Америке и Великобритании очень популярен «зефирный экзамен». Детей 4–7 лет оставляют наедине с зефиркой. Им обещают, что если они в течение 20 минут ее не съедят, то им дадут вторую и разрешат скушать. Часть детей терпит, часть нет. Тест со стопроцентной точностью позволяет определить психологический портрет человека в зрелом возрасте: склонен к послушанию или независим, лидер или ведомый.
Видео: Фан ТВ