Командование ВВС США обнародовало запрос на информацию о возможности создания лазерного оружия для перспективных истребителей, которые будут стоять на вооружении после 2030 года. Что касаемо самого лазерного оружия, то наиболее успешное военное применение лазеров касается технологий лазерного наведения. Однако уже сейчас есть опыты по использованию лазеров для уничтожения различных целей. Мы решили рассказать о нескольких видах техники, на которые в перспективе может быть установлено лазерное оружие.
Лазерный истребитель
Как упоминалось выше, командование ВВС США задалось целью создать боевой лазер для перспективных истребителей шестого поколения. Планируется, что такие самолеты встанут на вооружение Америки после 2030 года. Первые испытания боевого лазера для истребителей шестого поколения предполагается провести в 2022 году.
Согласно требованию военных, лазер и система управления лучом должны быть независимыми от авиационной платформы. Эти системы должны быть способными работать на высотах от уровня моря до 19,8 тыс. метров на скоростях полета от 0,6 до 2,5 числа Маха (690–2900 км/ч). К октябрю 2014 года все компоненты системы должны быть созданы и проходить тесты в лабораториях.
Согласно запросу на информацию, американских военных интересуют три вида лазеров. Первый — маломощные лазеры, которые будут использоваться для подсветки и сопровождения цели, для наведения на нее оружия, а также для противодействия системам наблюдения противника. Второй — лазеры средней мощности, которые будут применяться для самозащиты самолета от ракет. Наконец, третий — лазер высокой мощности для поражения других самолетов и наземных целей. Какие именно требования к перспективному боевому самолету планируется предъявить, пока неизвестно. Ранее некоторые военные заявляли, что истребители шестого поколения, возможно, будут гиперзвуковыми с возможностью опционального пилотирования. Боевые самолеты также должны быть малозаметными и сверхманевренными. Как ожидается, в проекте разработки примут участие американские компании Lockheed Martin и Boeing.
В 1977 году в России начались работы по созданию летающей лаборатории «1А» на борту которой размещалась лазерная установка, предназначенная для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Базовым самолетом для создания летающей лаборатории под индексом А-60 был выбран Ил-76МД, на котором были проведены глубокие доработки, изменившие его внешний вид. В носовой части самолета вместо штатного метеорадара был установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой, а по бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы обеспечивающей энергосистемы. Створки грузового люка были сняты, а сам люк зашит. Были доработаны двери и убраны передние аварийные выходы. Лазерная «пушка» была размещена под обтекателем и чтобы не ухудшать аэродинамику самолета, оптическая головка лазера в полете могла убираться. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а на их место выдвигалась башенка с «пушкой».
В 2009 году Россия заявила о разработке боевого лазера, который будет базироваться на самолете. Год спустя стало известно, что лазерная установка смонтирована на самолет А-60 на базе транспортного Ил-76, но предназначена она для противодействия оптико-электронным средствам противника (что-то вроде летающего устройства «антиснайпер»), то есть боевым лазером не является.
Работы по ипользованию лазера на самолетах активно ведется в США. Так на базе Boeing 747-400F был разработан самолет Boeing YAL-1, способный с помощью мощного бортового лазера уничтожать различные объекты противника.
Видео
Лазерный корабль
В 2012 году представители ВМС США заявили, что через 4 года на военных американских судах начнут устанавливать высокоэнергетические боевые лазеры. По заверению специалистов, все необходимые технологии для этого уже существуют, осталось разработать и испытать оружие, пригодное для принятия на вооружение. По мнению специалистов, на это уйдет 4 года, но не исключено, что прототип пушки будет готов в течение двух лет. Для неспециалиста это выглядит как поспешная попытка принять лазер на вооружение в любом более-менее боеспособном виде. Однако это не авантюрное решение, а вполне взвешенный план. С технологической точки зрения лазерное оружие уже является проверенной зрелой технологией. Так, в апреле 2011 года ВМС США провели морское испытание маломощного 15-киловаттного боевого лазера, который успешно уничтожил двигатель маломерного судна. Пасмурная погода и соленый морской воздух не помешали сжечь подвесной мотор движущегося катера на расстоянии в 1,5 км.
Видео
Видео: rus_news
Лазерная турель
В 2012 году компания Rheinmetall продемонстрировала новую лазерную HEL-станцию, которая состоит из двух лазеров, один лазер имеет импульсную мощность в 30 КВт, а второй — немного меньше, 20 КВт. Смертельные лучи света обоих лазеров фокусируются в одной точке цели, которая получает всю суммарную мощность, равную 50 КВт. Во время проведенной демонстрации лазерная система Rheinmetall прорубала стальной лист толщиной 15 мм с дистанции в 1000 м. Беспилотный аппарат был поражен с дистанции в 2000 м, а станция смогла его обнаружить и сопровождать еще за 1000 м до дистанции поражения. Но самым впечатляющим была демонстрация поражения станцией металлического шара диаметром 82 мм, который был полностью уничтожен. Этот шар, летящий в воздухе со скоростью 50 м/с, являлся точной имитацией минометного снаряда C-RAM и его траектории полета.
Видео
Самоходные установки
В будущем лазеры могут быть установлены на самоходные установки. Опытный образец подобной машины был разработан в СССР. В 1990 года был собран самоходный лазерный комплекс, правда предназначен он был только для противодействия оптико-электронным приборам противника. Проект получил название «Сжатие». В серийное производство машина так и не была отправлена. Комплекс 1К17 имел автоматический поиск и наведение на объекты, бликующие от излучения многоканального рубинового твердотельного лазера.
«Сжатие» Фото: Vitaly V. Kuzmin/Wikimedia
Армейские автомобили и грузовики
Весьма перспективным выглядит установка лазера на автомобили и грузовики. Так, в ходе испытаний в 2012 году специалисты компании Boeing в рамках программы HEL MD установили лазер на тяжелый восьмиколесный грузовик Heavy Expanded Mobility Tactical Truck (HEMMT). Машина получила лазерную установку мощностью 10 кВт.