Пять самых знаменитых летающих авианосцев

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Wikimedia Commons

4 декабря 1931 года состоялся первый успешный полет самолета ТБ-1, несущего два истребителя И-4 на крыльях в рамках проекта «Звено». Это был авиационный проект, разрабатывающийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов и основывавшийся на использовании самолета-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Данный комплекс принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. В связи с этим мы хотели бы рассказать о пяти самых знаменитых летающих авианосцах.

Туполев ТБ-1

Самолет ТБ-1 — это первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан Советского Союза. Самолёт был разработан за 9 месяцев и выполнен в металле в 1925 году. Он участвовал в проекте «Звено», который разрабатывался в СССР в начале 1930-х годов. В качестве носителей использовались тяжёлые бомбардировщики ТБ-1, и ТБ-3 c моторами М-17. В начале 1940-х годов было создано более совершенное «Звено-СПБ». Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

Видео

Видео: login098hoywty

Convair B-36

Американский межконтинентальный бомбардировщик Convair B-36 участвовал в проекте «Гоблин». Программа разрабатывалась в рамках создания межконтинентального бомбардировщика Convair B-36. Традиционная доктрина прикрытия бомбардировщиков истребителями натолкнулась на сложности с созданием в 1946–950 годах реактивного истребителя с достаточным радиусом действия для прикрытия межконтинентальных бомбардировщиков. В попытке создать систему воздушного прикрытия была предложена концепция ношения очень легкого истребителя в бомболюке тяжелого бомбардировщика. Предполагалось, что в каждой эскадрилье B-36 будет несколько воздушных авианосцев, несущих до 4 истребителей. Созданный в рамках программы истребитель McDonnell XF-85 Goblin был своеобразной машиной с длиной всего около 4,5 м, размахом крыльев до 6,5 м и массой не более 1700 кг. Истребитель развивал скорость до 1090 км/ч и мог оперировать на высотах до 14500 м. Хотя эксперименты доказали высокие летные качества истребителя, программа была остановлена, так как сложности со стыковкой истребителя с самолетом-носителем так и не были удовлетворительно решены, а по летным характеристикам он уже уступал наиболее современным моделям. В 1949 году программа была закрыта. ВВС США сочли, что при низкой плотности ПВО (характерной для Сибири 1950-х) при трансполярных атаках с баз в Канаде и Гренландии, истребительное прикрытие не так уж и нужно B-36. Было решено, что ложные мишени-имитаторы, запускаемые вместе с бомбардировщиками, и позволяющие рассредоточить истребительное прикрытие на атаки ложных целей, более эффективны чем пилотируемые истребители.

Видео

Видео: Nencom

Boeing B-29 Superfortress

Американский стратегический бомбардировщик, разработанный в начале 1940-х годов, Boeing B-29 Superfortress участвовал в еще более причудливой разработке, связанной с системой FICON. Это был проект Tom-Tom. Первый Tom-Tom состоял из специально доработанного Боинга В-29 и двух истребителей F-84. Истребители должны были быть пристыкованы к бомбардировщику с использованием гибких креплений между законцовками крыльев самолетов и должны были буксироваться кораблем-маткой для увеличения их радиуса действия. Не удивительно, что система показала себя опасной из-за мощных завихрений, сходящих с законцовок крыла EB-29, которые вызывали сильнейшие крены истребителей. 24 апреля 1953 года B-29 и один из самолетов F-84 потерпели трагическую катастрофу. Выживших не было.

Параллельно разрабатывалась аналогичная конфигурация с использованием RB-36F, до этого участвовавшего в начальном этапе испытаний FICON и двух RF-84F. Самолеты были состыкованы консоль-в-консоль с использованием шарнирных рычагов и замков. Хотя были проведены несколько удачных стыковок в 1953 году, турбулентность и спутные струи продолжали представлять серьезную проблему. В конце 1953 года RF-84F был практически оторван от RB-36. Все самолеты успешно приземлились, но концепцию посчитали слишком опасной. Разработки в области дозаправки в воздухе в то время обещали более безопасный путь увеличения дальности истребителей, и проект Tom-Tom был аннулирован.

Видео

Ту-95Н

30 июля 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР о начале работ над составной ударной стратегической системой, состоящей из сверхзвукового бомбардировщика PC и самолета-носителя Ту-95Н. Предполагалось, что до момента отделения PC будет размещаться в полуутопленном положении в грузоотсеке Ту-95Н на специальной подвеске. После отделения ударный самолет должен был разгоняться до крейсерской скорости 3000 км/ч. Его возвращение на борт Ту-95Н не предусматривалось. Радиус действия системы должен был обеспечивать поражение целей в США без захода самолета-носителя в активную зону поражения средств американской ПВО, а дальность полета самолета-носителя и подвесного самолета — их возвращение на базы в СССР или их союзников.

Видео

Дирижабль «Акрон»

USS Akron был жестким дирижаблем-авианосцем военно-морских сил США первой трети 1930-х годов. Являлся одним из крупнейших дирижаблей в мире. Он разрабатывался для ведения дальней морской разведки. Мог нести до 5 небольших самолетов, служивших для выполнения разведывательных полетов и защиты дирижабля. «Акрон» и его брат-близнец «Макон» рассматривались как возможные «летающие авианосцы», держащие на борту истребители-паразиты для разведывательных целей. 3 мая 1932 года «Акрон» прошел по побережью Нью-Джерси и первый раз испытал установку «Трапеция» для крепления и содержания самолетов в воздухе. На следующий день «Акрон» провел еще один показательный вылет. В этой операции показали все возможности «Акрона» переносить самолеты.

Видео

Видео: Francisco Carvallo

Автор

Артем Кузнецов

Новое на сайте